dandorfman ([info]dandorfman) wrote,
@ 2007-12-26 01:30:00
Послушай и вспомни
(Песенник)

Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые


Лондон. Слева - Саша. Справа - Ирина. В середине Джимми Пейдж.

Часть третья: Бит-Клуб.

Песня десятая: Rock and Roll LIVE. 1970-e. Хард Рок. Переписка..

Эта глава нашего проекта появилась как результат моей переписки с Александром Раковым.
Конечно, ее объем слишком велик. Так что я рекомендую нашим читателям прочесть половину и сделать передышку, передышку там, где стоит видеоклип с музыкой Вивальди. Она вас успокоит после рок-н-рольных страстей. А потом, может быть даже на следующий день, дочитаете.

Начинаю с письма Саши:

Привет!

Время, как ты понимаешь, у нас с вами разное, так что между твоими двумя посланиями у вас - дневное время, а у нас - ночь, ну и мы, естественно - спим.
Насчет журнала - я потерял интерес, скажу честно. Я понимал концепцию проекта совсем иначе. Я думал, что обсуждаться будет в основном поп-музыка, ее рождение, история, основные моменты становления различных жанров (от бита, через психоделию, панк,
heavy metal, до сегодняшнего рэпа и ритм&блюза, и т.д.).
Я питаюсь сегодняшними событиями в музыке, новостями и энциклопедическим прошлым, не дошедшим до меня ранее, получая как минимум 3 журнала в неделю, слежу за музыкой, новыми звуками и направлениями, постоянно хожу на живые концерты. Ну, и наконец, не перестаю играть сам. Поэтому, не в обиду никому будь сказано, сижу немножко на "другом дереве". Принимать участие в бессмысленных обсуждениях одного и того же, опровержениях выложенных мною фактов, переливания из пустого в "пирожное", и остальных склоках (кто кому чего сказал, и кто был "первым")- неинтересно.
Nothing
personal!
Кстати, как и Фелю сегодня утром, поздравляю тебя с большим событием в музыке - ровно 41 год назад, 22 Октября, 1966,
Beach Boys выпустили single "Good Vibrations", что полностью поменяло взгляд Paul McCartney на композицию в его сочинениях, и он назвал "GV" мини поп-оперой.

Cheers

Sashka

----------------------------------

Здравствуйте, дорогие Раковы!

Я сразу пытался отправить вам ответ, написанный на скорую руку, но мое письмо почему-то не уходило, а на экране появлялись идиотские сообщения. Дело было утром, я перестал пытаться и ушел на работу. Вечером я позвонил Феликсу и сказал, что вы мне дали полный отлуп и что я, скорее всего, не буду вам писать и просить свой отлуп вернуть.
Но он ответил, что с меня корона не упадет, что вы знаете намного больше меня и его о том, что происходило в музыкальной жизни Одессы и что без вас весь этот проект не получится. Вот я и пишу.
Проект этот с самого начала мне виделся не только как рассказ о музыке шестидесятых. Ведь он называется "Послушай (это о музыке) и вспомни".
Вспомни о юности, вспомни о городе в котором жил, вспомни о друзьях того времени. Т.е., музыка мне казалась только поводом, вот почему я в своей последней записи написал и про Милана и даже предложил ему развернуть свои воспоминания из комментария в отдельную главу. Отсюда же главы о футболе.
Очень много моих сверстников интересовалось Одесским футболом, а мама Светы была племянницей главного одесского болельщика тех лет, знаменитого Гроссмана.

Тем не менее...

Твое видение ничуть не противоречит моему. Потому что ты можешь писать то, что тебе кажется главным. Полностью воплощая в жизнь именно твой интерес и знакомить других с тем, что знаешь ты, а ты знаешь гораздо больше нас, если говорить только о музыке.
Ты пишешь о том, что стоит вспомнить о появлении разных направлений рока в тех далеких шестидесятых. Ты совершенно прав. У меня, кстати, есть мнение, что большая часть этих направлений родилась внутри того, что делали Битлз.
Например,
Progressive. Энциклопедии называют 1967-год и таких основателей как Кинг Кримсон и Пинк Флойд. Потом, к ним присоединяют Генезис и горячо любимые мною Джетро Талл. Ну а как же Револьвер и Элинор Ригби.
Разве эта песня не положила начало Прогрессив? И случилось это в 1966-м году, раньше, чем появилось это направление по историкам рока.
Так что, "все врут календари...". Ну, не все, но многие.
Но ты, действительно профессионал и специалист, мог бы развеять мои сомнения или... подтвердить их.
Еще вот что. В последней главе я прямо пишу, что не понимаю, откуда взялся "Я - морж." с его тревожными диссонансными аккордами. Если бы Пол ходил на концерты серьезной музыки Двадцатого Века, если бы он слушал Шостаковича, Шенберга, Хиндемита, Шнитке, Бриттена, Мийо. Он ведь никого из них не слушал. А сочинил такую мелодию, которая вполне созвучна современной ему серьезной музыке.
Откуда это взялось? Я не знаю ответа. А ты ведь может быть и знаешь, потому что прочел ответ в многочисленных журналах и рок-энциклопедиях. Вот и поделись.
По поводу твоего сидения на другом дереве, так образно ты написал.
Да, я это ощутил, например в этой твоей фразе:

- Я думал, что обсуждаться будет в основном поп-музыка, ее рождение, история, основные моменты становления различных жанров (от бита, через психоделию, панк, heavy metal, до сегодняшнего рэпа и ритм&блюза, и т.д.).-

Я не совсем понял, почему "ритм&блюз" - сегодняшний. Он даже не вчерашний, скорее позавчерашний. Он был и до Битлз и до Роллинг Стоунз. Но это не главное, ты наверное, имел в виду что-то действительно новое, которое мне не известно.

А главное, вот что:
Она для человека читающего на темы рока по-русски звучит дико. Потому что в русской музыковедческой критике принято противопоставлять рок и поп-музыку.
Рок-музыканты в России и вместе с ними - музыкальные критики, называют те песни, которые сочиняются для услады невзыскательной публики - поп-музыкой или "попсой". У Юрия Шевчука есть даже песня, которую его группа ДДТ поет вместе с другой рок-группой, участвующей в создании этой песни(Король и Шут) песня эта так и называется - "Попса".
Посмотри клип этой песни, там Шевчук в очках и бороде, если ты не знаешь, как он выглядит. Ты ведь уехал раньше, чем ДДТ стала супергруппой.

С точки зрения западного читателя ты ничего крамольного не написал, на Западе рок вполне спокойно относят к поп-музыке.
С другой стороны, если ты придерживаешься западной терминологии, непонятно почему ты потребовал, чтобы я восстановил в твоем тексте фамилию Эпстайна в том звучании, которое было принято в СССР (Эпштейн). Непонятно, потому что Брайан Эпстайн родился и вырос в Англии и никогда Эпштейном не был. Я считаю, что человека надо так называть, как он себя сам называет. Разве тебя зовут сейчас "Рэйков", а не "Раков"?. Так как "а" английское не звучит как "а" русское.
Кстати, раз он Эпштейн, так уже не "Брайан", а "Бриан". "Дайана" по-русски звучит, как "Диана", а "Вайагра" в России называется "Виагрой". Есть даже такая попсовая группа - "Виагра".

И у одесских классиков (Ильфа и Петрова) можно прочесть про Бриана:

Вчера зашел я в Лигу Наций

Там звали всех разоружаться.

А ты не видел - у Бриана,

Торчали пушки из кармана.

Я глубоко убежден, что сама по себе вежливая дискуссия только украшает наш проект.

Конечно ты знаешь больше меня (три журнала в неделю)

Но твои знания, если можно так выразиться, не структурированы.

У меня мои ограниченные знания укладываются в какую-то систему, у тебя, пока нет.

Кстати, я заметил собственные закономерности в развитии рок-музыки.

Пик очередного всплеска приходится на начало десятилетия.

В начале шестидесятых появились Битлз и царствовали все десятилетие.

В начале семидесятых их на вершине сменили Лед Зеппелин и появился Хард Рок, отцами-основателями коего они были. Или, во всяком случае, самыми яркими его представителями, может быть твои знания позволяют тебе знать других отцов-основателей? В начале восьмидесятых ярче всех засияла звезда "Металлики" и

Хэви Металл стал главным направлением в Рок-Музыке. И, наконец, в самом начале девяностых появился Алтернатив (Гранж) и группой номер один в мировом роке стала великая Нирвана с ее покойным лидером Кертом Кобейном.

По той закономерности, которую я вывел, в начале двухтысячных в роке должен был появится новый прорыв. Увы, его не произошло. Этот не случившийся прорыв и говорит мне, что время рока прошло, он больше не рождает ничего взрывного.

А Нирвана была последним мощным взрывом. Вот об этом я бы хотел написать и выслушать твое эрудированное мнение.

Кроме того, сам Прогрессив даже энциклопедическом его определении (там есть слова об эклектике, т.е. смещении разных несопоставимых вещей) некоторые считают тупиковой веткой.

Это постмодерн в Роке. Постмодерн характерен как раз слиянием всего подряд, намеренно несопоставимым. А мне нравится Прогрессив и об этом я написал, не назвав его, когда я писал о вступлении к Элинор Ригби, типичном вступлении к современной симфонии. Интересно было бы послушать твое мнение.

И самое главное, мнение а не вещание с высоты человека который знает лучше всех.

Даже если ты действительно знаешь лучше всех. Так что я надеюсь, что ты передумаешь. Или как-то прореагируешь на это мое большое письмо.

Я его писал кусками целую неделю.

С уважением и любовью к тебе и твоей семье,

----------------------------------------------------

Привет!

Очень хорошо, что ты не обиделся на меня совсем и решил ответить. Но я привык называть вещи своими именами, и скажу еще раз: твой проект, к сожалению, не мой стиль.

В диалоге я привык развивать тему, а не опровергать точные факты, изложенные коллегой по проекту (это я насчет "Револьвера" и "Сержанта").

Все очень просто - каждый альбом "Битлз" был революцией в музыке, но самым-самым, все-таки, был "Сержант". Начиная от музыкального богатства и кончая обложкой, и впервые напечатанными на ней текстами песен. “Элинор Ригби", на мой взгляд и слух, с прогрессивным роком ничего общего не имеет. Мелодия пришла к Полу, когда он сидел, перебирая клавиши пианино. И вопреки твоим доводам насчет муз. образования и незнания классики, Пол в это время был вовлечен в творчество Вивальди (с подачи его подруги Джейн Ашер, глубоко интересующейся и слушавшей классику). Скрипичная поддержка - идея Пола, аранжировка - Мартина, позаимствовавшего идею у композитора Бернарда Херманна (из его композиции к фильму " Фаренгейт 451" по повести Рэя Бредбери.).

Кстати, все Битлы ("а не некоторые из них") были самоучками.

Насчет "Я Морж". Мне очень хочется верить, что ты просто немного запутался, считая эту песню композицией Пола.

Песня была написана исключительно Джоном, под влиянием романа Льюиса Кэролла "Морж и Плотник" ("Люси в Небе" - была навеяна книгами "Алиса в Стране Чудес" и "Through a Looking Glass").

Ну вот мы и приблизились к ответу на твой вопрос "Откуда это взялось?" Все, до маразма, просто. Леннон, во времена "Сержанта" & "Magical Mystery Tour", тонул в реке LSD. Помнишь "Nothing is Real"? Наркотики открывали двери в новое и старое очень многим, включая вышеупомянутого Кэролла, и многих других, Пикассо, Феллини, Аллена Гинзберга (поэт-битник из Нью-Йорка), Кери Гранта, Джимми Хендрикса, и Сальвадора (а не Сальватора) Дали, и т.д. и т.п.

Так что схема "Я Морж" такова: наркотик - "Морж и Плотник" - наркотик - Леннон - наркотик = "Я Морж".

очу заметить, что весь этот анализ выведен из тех самых журналов и энциклопедий, читаемых мною.

У Erik Burdon даже есть неплохая статья о влиянии ЛСД на творчество Битлов. Найду - вышлю.

Да, ты меня огорчаешь. Конечно, Ритм&Блюз очень старое направление, и в 60-х этот стиль был связан с группами как "Rolling Stones" & "Pretty Things". А вот теперь зайди в свой local Record store и посети секцию R&B. Интересно, что ты увидишь и услышишь. А найдешь ты там CDs с именами Usher, Prince, Beyonce, R.Kelly, и даже Whitney Houston. Вот это я и называю "сегодняшним R&B". Великолепная музыка, но ничего общего с 60-ми.

А если мне память не изменяет, то самый ранний R&B - это просто-напросто Country Music (читай историю развития блюза).

А теперь внимательно прочитай написанное тобой, начиная со слов: "А главное вот что..."

Я и не удивлюсь, если для кого-то в России, написанное мною будет звучать дико. Я не живу в России, не пишу о музыке на основаниях больного восприятия искусства русскими критиками, тем более не пишу о русской музыке.

Русский язык это всего-навсего средство коммуникации между нами, так что давай переписываться на условиях "западного читателя". Кстати, моя фамилия и есть сейчас "Рэйков", так ее и произносят.

А попсовая группа с Украины называется Виа-Гра только из-за хитрого сочетания ВИА (вок. инст. ансамбль) и ГРА (укр.) - по-русски ИГРА. Здесь и игра слов и переплетение с VIAGRA (3 секси чувихи).

Очень интересно, что ты упомянул ДДТ и Шевчука. Шевчук мой очень хороший приятель, Я организовывал его сольные концерты в Австралии. Эти концерты записаны мною на digital формат, весь production и звук делал я. С разрешения Юры собираюсь выпустить CD.

Я не понял, в какую такую систему я должен уложить свои знания?

Объясни по возможности. Не хочу я системы, я хочу знаний.

Насчет Led Zep. Jimmy Page как-то сказал, что оторвет голову всякому, кто попытается засунуть его творчество в Hard Rock, Heavy Metal или подобную ячейку. И, правда, посмотрев любой концерт LZ, ты услышишь 70% блюза.

Я не буду вдаваться в подробности о "прогрессиве", "альтернативе" и т.д. - это разговор на годы.

Закончу свою писульку словами великого Остапа Бендера: "Читайте газеты, Шура, из них можно узнать много полезного." Не уверен в точности цитаты, но идея ясна.

Привет пасмурному Бостону от солнечного Сиднея.

Сашка.

--------------------------------

Дорогой Саша!

Был очень рад получить твое письмо.

Думал, что ты окончательно разозлишься на меня и не ответишь.

А ты ответил, как всегда интересно и познавательно.

По поводу твоего "Ты меня огорчаешь...". Напомню тебе, чтобы ты не очень огорчался: я написал в письме , что ты, наверное, имеешь в виду современный ритм&блюз.

Кстати, одна из певиц тобою перечисленных, Бийонсе, недавно приезжала в Москву, я, как раз, поставил в ЖЖ информацию о концерте в Москве и еще кое-что о ней.

http://dandorfman.livejournal.com/22047.html

По поводу Led Zep и Hard Rock. Я пользовался теми источниками, которые ты мне рекомендуешь, т.е. публикациями. И не на русском, а на английском. И там написано, что они - отцы Hard Rock.

Так что все претензии - к источникам. По поводу Пола вместо Джона, это была просто описка.

Про Вивальди я знаю, я тоже читал в источниках. Но я ведь написал, что "Я-Морж" имеет отношение, не к 17-му веку, а к современной Beatles серьезной музыке, музыке 20-го века. У Вивальди такого звучания, как в "Морже" не было.У него струнные играли чистые аккорды, разрешенные европейской гармонией.

Грязные аккорды начали использовать только композиторы 20-го века. Поэтому, объяснить "Моржа" одним Вивальди невозможно.

Теперь про Шевчука. Я тоже с ним знаком, когда он приезжал в Бостон, я с ним разговаривал. Тем не менее, я понятия не имел, что ты его хорошо знаешь, отсюда моя глупая фраза о том, что Шевчук - тот что в бороде и в очках. Извини меня за нее.

Про "Виагру" и про игру слов я сам понимаю, но я писал о звучании английских слов в русском, они произносят "и" не как "Ай", а как "и".

Ни другие имена и названия на русском произносятся по-своему.

Один из самых ярких примеров, река Хадсон, которую в России почему-то называют Гудзоном.

Тем не менее, по-разному бывает. Вот автора музыки к мюзиклу "West-Side Story" в России называют так, как его зовут и в Америке: Бернстайном, а не Берштейном, что странно.

А вот в американцы здесь у нас стараются произносить непривычные для них имена именно так, как они должны звучать, а не по-английски.

Например, меня на работе зовут не так, как выглядит английский аналог моего имени. Используют оригинальный русский вариант.

В этом проявляется их терпимость и политкорректность. Удивлен тем, что тебя называют "Рейков". В Америке ты бы остался "Раковым".

Надеюсь, что наша переписка продолжится.

-------------------------------

С добрым утром, товарищ комиссар.

Ты, видно, не высыпаешься и очень много работаешь. Я не думаю, что ты внимательно прочитал мое письмо, где я ответил на все твои вопросы. Читай не отвлекаясь, делая заметки (я делаю), иначе у нас диалога не получится!

1. Ещё раз подтверждаю, Пол был увлечен Вивальди и именно тогда сочинил "Элинор Ригби". Она ничего общего не имела с "Я - Морж". Джон написал "Моржа" под влиянием ЛСД и книги Кэролла. Так что твой абзац, начиная с "про Вивальди я знаю..." и кончая: "поэтому объяснить "Моржа" одним Вивальди невозможно" - просто полная бессмыслица!

Я в своем письме совмещаю Вивальди не с "Моржом", а с "Элинор Ригби". Ты, по неясным причинам, пытаешься втянуть меня в ненужный спор, и в то же время, ты никак не отметил мои полные ответы на все заданные тобою вопросы.

2. Да, кстати, основателями "Heavy Metal" до сих пор остаются "Black Sabbath", даже не "Deep Purple", а "Metallicа" начала в 80-х, как Trash Metal, постепенно перейдя к более мелодичным композициям, за что и поплатилась жестоко, потерей 80% фэнов.

3. А теперь, о Прогрессив или Арт-Рок. Странно, что ты не отметил "Emerson Lake & Palmer" (ELP). Ведь Лэйк был первым басистом в "King Crimson".

4. Довольно известный факт, что Pink Floyd, все-таки, принадлежат к психоделической музыке (первая в истории группа, использующая световое шоу, и влияние Jеrry Garcia и прочей психоделической шушeры из Сан-Франциско). Ни один из Pink Floyd не был классически воспитан, так что отнести их к "прогрессив" нельзя (доходило то того, что на первых выступлениях в психоделическом Лондонском клубе "UFO", Сид Баррет должен был объяснять остальным музыкантам, в какой тональности надо играть следующую вещь).

Надеюсь, мы не будем обсуждать творчество Хендрикса, а то ты совсем запутаешься. Творчество Хендрикса я изучал еще более подробно, чем Битлов, за что мне даже очень стыдно.

По поводу публикации. Если хочешь публиковать нашу переписку, я не возражаю, с одним условием: никаких добавлений, обсуждений, опровержений, кто прав, кто не прав. Точная копия нашей переписки. Читатель сам разберется.

------------------------------

Дорогой Саша!

Я не утверждал, что "Металлика" основала Heavy Меtal, просто в начале восьмидесятых они стали самой известной группой, которая играла в этом стиле.

Я не знаю, насколько правы те, кто утверждает, что "Свинцовый Дирижабль", это отцы хард-рока. Тебе я верю. Раз Джимми Пейдж упорно это не признает, значит он - на твоей стороне.

Тем не менее, число музыкальных критиков, которые утверждают обратное, вопреки мнению самого Джимми, достаточно велико.

Заглавная песня этой нашей совместной главы проекта, самая известная композиция Роберта Планта - "Рок-н-Ролл". Он поет с Пейджем.

Сравнительно недавняя запись, а работают так, что никаким молодым не снилось. Мне кажется, то, что я вижу и слышу в этом клипе, это Хард Рок, но, может, я не прав.

Могу отметить еще, что музыканты, как правило, не любят музыкальных критиков, а почти все писатели ненавидят критиков литературных. И те и другие мнение своих критиков если не оспаривают, то всерьез не принимают. Когда я разговаривал с Чижом (Сергеем Чиграковым) и пытался его песни поместить на какую-то сляпанную мною на скорую руку полочку, он мне довольно жестко сказал:

Ваше дело - классифицировать, а мое - сочинять песни, их играть и петь. Я себя ни к какому направлению не отношу. Я - Чиж. И пою песни. А что же еще мне делать? Остальные чижи, те, что на ветках, ведь тоже поют.

Если вернуться к "Дирижаблям", то мне ясно только одно:

Пейдж и его команда открыли в роке семидесятые годы, годы которые были уже годами следующего поколения слушателей и музыкантов.

И еще ясно, что они пришли не на голое место.

Как говорил чуть раньше их английский соотечественник, Сэр Айзек Ньютон:

- Я видел так далеко, потому что стоял на плечах гигантов.

Они тоже стояли на плечах гигантов из шестидесятых, а не на берегу необитаемого острова после кораблекрушения. Как еще один их соотечественник, Робинзон Крузо.

На этой почти патетической ноте я бы хотел сам закончить эту главу,

которая получилась как результат нашей переписки.

Это не значит, что ты не можешь мне ответить. Ты можешь поставить последнюю точку, написав в ЖЖ комментарий к этому моему письму.

А можешь прислать еще одно большое письмо, которое я поставлю, как отдельную запись проекта. Просто я уже не буду тебе отвечать, мне пока нечего добавить к тому, что я уже написал. Я не так эрудирован как ты.

Всего наилучшего тебе и твоей семье и

С Наступающим Новым Годом!

 



[info]profi
2007-12-26 07:41 am UTC (link)
Интересно. Но рассуждения о прогрессиве более чем странные. В наше время существуют хорошие (и постоянно развивающиеся) прогрессив-ресурсы, в которых определения и истоки сформулированы достаточно четко. Если Вам интересно, могу дать ссылки.

ПС Впрочем, столь же странные определения и рассуждения о прогрессиве я нашел и в книге уважаемого Алексея Козлова. Его кругозор в этом вопросе крайне узок.

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2007-12-26 07:53 am UTC (link)
Что именно Вам показалось странным?
В определение "Прогрессива" входит во всех источниках и на английском и русском языке, слово "eclectic"(Эклектический). Эклектика, это смесь стилей и жанров. Все вместе в одном флаконе. От кусков симфонической музыки до Хеви Метал. В искусстве и литературе пост-модерн, кроме всего прочего, тоже характеризуется смесью стилей и жанров. Я написал, исходя из этого, что Прогрессив, это пост-модерн Рока. Не вижу никаких противоречий с определением "Прогрессив".
Что странного увидели Вы?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]profi
2007-12-26 07:59 am UTC (link)
-- Прогрессив, это пост-модерн Рока --

Нет, конечно. Использование различных элементов не есть эклектика уж тем более пост-модерн.
Сходите вот сюда http://www.progarchives.com/ и почитайте PROG SUB-GENRES.

Пргрессив сам по себе - это множество жанров.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-12-26 01:05 pm UTC (link)
Экий, Вы, батенька, упорный.
Ладно придется цитировать определение:

http://www.progarchives.com/Progressive-rock.asp

Progressive rock ("prog") is an ambitious, eclectic, and often grandiose style of rock music which arose in the late 1960s principally in England
Во всех абсолютно источниках говорится о смешении стилей.
Вот один из них, на русском языке:

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри.

Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Буду упорствовать
[info]profi
2007-12-26 01:25 pm UTC (link)
С английским определением спорить не буду. Хотя практически все, что написано на той же странице дает куда как более точные характеристики, чем набор слов, данный в первой строке. Дух и буква, знаете ли. Вечная проблема. :-) Для того, чтобы обосновать свою точку зрения хочу обратить Ваше вынимание на существвание в прогрессиве жанра "Eclectic Prog", http://www.progarchives.com/subgenre.asp?style=42 к которому как раз и отнесены упоминавшийся Вами Кинг Кримзон (и ВДГГ, и Джэнтл Джейнт). Что же получается? "Эклектическая эклектика", да? С другой стороны, ну какой эклектикой является музыка ЭЛП? Или джаз-рок/фьюжн? Однажды вобрав в себя некотрые элементы разных жанров, прогрессивные жанры развиваются сам по себе. Каждый из них став вполне себе цельным жанром (фьюжн, к слову сказать)

Но вот насчет "пост-модерна"... Это Вы уж точно загнули для красного словца. И эклектика не тождественна пост-модерну. Эклектика эклектике - lupus est.Достаточно сравнить прогрессивную электронику и прогрессивный металл. С той точки зрения. Что нот всего семь, любая музыка - эклектика. Кроме монотонального подвывания. :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

От Вас цитатами не откупишься.
[info]dandorfman
2007-12-27 01:25 pm UTC (link)
Ну что ж, попробую сам, без ссылок и цитат.
Оформляйте явку с повинной, гражданин следователь.
Вот этим Вашим:

>Но вот насчет "пост-модерна"... Это Вы уж точно загнули для красного словца. И эклектика не тождественна пост-модерну.

Вы выводите наш скромный разговор о "Прогрессив-роке" на гораздо более широкую дискуссию о пост-модерне.
Это слишком обширная тема, обсуждать ее в ЖЖ - стремно. Но что поделаешь? "Доктор, Вы уже сказали..." Монографий по постмодернизму написано больше, чем, скажем, книг писателей, которые считаются постмодернистами. Ладно, я все же не удержусь от цитаты:

Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "усталой", "энтропийной" культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования.

По этой цитате Прогрессив конечно же постмодернизм, очень многое совпадает.

Тем не менее, Ваше упорство заставило меня задуматься о том, что все-таки разное у Прогрессив и постмодернизма.
Если снова вспомнить об эклектике, я застраховался следующими словами:
- В искусстве и литературе пост-модерн, кроме всего прочего, тоже характеризуется смесью стилей и жанров. Вот это, "кроме всего прочего", как раз совпадает с Вашим: "И эклектика не тождественна пост-модерну." Тем не менее, расширение границ классического рока
в самые неожиданные стороны тождественно расширению границ живописи, литературы, архитиктуры в черт знает в какие корчи словесной, изобразительной, строительной материи.
Кстати, модернизм можно как-то ассоциировать с классическим роком. И в живописи и в литературе и в архитектуре, если дело касалось какого-то одного направление модернизма, внутри этого направления все было строго. Мы можем с первого взгляда узнать картины сюрреалистов, Дали задал формат. Или в архитектуре, стиль
"Модерн", это начало 20-го века, он узнаваем немедленно и в Одессе и в Париже и в Бостоне. Лень ставить фотографии зданий, впрочем Одесская фотография уже стоит в этом ЖЖ. Вот здесь:
http://dandorfman.livejournal.com/15194.html
Ну а классический рок, который начинался с "Рокабилли".
По первым же аккордам узнаешь Рокабилли. И там все очень строго, "шаг - вправо шаг влево" сами знаете что. Прогрессив прежде всего покончил со стандартами, с форматом. И здесь я думаю вы должны со мной согласиться, это очень по-постмодернисткски.
Кстати, когда Вы сами написали, что сам по себе Прогрессив, это много стилей, а не один стиль, Вы уже со мной согласились.
Джетро Талл абсолютно не похож на Дженезис, и они оба не имеют ничего общего с альбомом Металлики:
S&M with the San Francisco Symphony Orchestra
Но и то и другое и третье - это Прогрессив.
Хоть Хэви Метал "Металлики" бесконечно далек от флейты Йена Андерсона. Но в чем же все-таки разница между пост-модерном и Прогрессив? Именно это я хотел признать, признать, что есть разница.
Серьезность поисков новых путей в музыке отличает Прогрессив от обычного приема постмодернисткого приема. Этот прием - стеб.
То, что в процитированной цитате звучит мягче - путем ее ироничного цитирования. Российский посмодернизм иронию давно уже превратил
в жесткий стеб. Достаточно вспомнить "Голубое сало" Сорокина.
Какая ирония? Там от всех этих пастернаков и ахматовых камня на камне не оставляют. Стебутся так, что читать не хочется.
Пелевин, правда, помягче. Он главного героя анекдотов семидесятых, Василия Ивановича Чапаева, сделал дзен-буддистом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: От Вас цитатами не откупишься.
[info]dandorfman
2007-12-27 01:26 pm UTC (link)
Стеб в живописи тоже довольно жесткий. Комар и Меламед основали Соц-Арт. Там кстати сразу использован "Большой стиль". Сталинский архитектурный ампир часто на заднем фоне их картин. (Типичный пример сталинского ампира - московские высотки начала пятидесятых.) А вот сегодня группа "Синие носы:" работает пожестче.
Не зря из-за "Целующихся милиционеров" начался судебный процесс.
Так вот, стеба в Прогрессив по-моему нет. Все очень серьезно.
Ну разве что в "Богемии", когда поют "Скаромуш, Скаромуш", но "Богемия" сама по себе, трагична. Общее настроение - не стебное.
Однако, пора заканчивать. В целом, я не вижу Вас оппонентом. Мы говорили с Вами об одном и том же, но чуть по-разному. Вы просто заставили меня пойти вглубь, не ограничиваться одной-двумя поверхностными фразами.
Так что я должен поблагодарить Вас за Ваше упорство.
P.S. Мне мое признание зачтется, гражданин следователь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: От Вас цитатами не откупишься.
[info]profi
2007-12-27 02:04 pm UTC (link)
Нам всем зачтется более глубокое понимание того, что мы любим. Это - общий плюс. Как и результат любой доброй дискуссии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Это profi
[info]dandorfman
2007-12-28 02:58 am UTC (link)
Я случайно удалил комментарий profi.
Восстанавливаю его.
==============================================
Получается интересно. Но это, и в самом деле, длиннй разговор. Поэтому я отвечу пока тезисно.

1. Почему я, собственно, протестовал против слова "эклектика"?

Давайте сначала. От архитектуры.

Экле́ктика, также эклекти́зм (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.

Для меня всегда употребление этого понятия в смысле "сочетание" (элементов, культур) носило отрицательный характер. Потому что, в противоположность другим словам, отрицательную коннотацию привносит подчеркивание искусственности соединения. То же самое и в философии. Т.е., оворя по-простому, в русском языке слово "эклектика" - ругательное. Что ни в коей мере не относится к прогрессиву. Поэтому я предпочитаю в определении прогрессива это слово не употреблять. Я допускаю. что в английском никакой отрицательной коннотации это слово не несет, а потому и используется авторами цитированных определений.

2. В Вашем определнии постмодернизма участвует фраза " путем ее ироничного цитирования". ИМХО, тут и кроется основное мое противодействие причислению прогрессивного рока к постмодерну. Вы уже сами проделали шаг от слова "ироничный" до слова "стёбоватый". Но даже оставаясь в рамках определния "ироничный" (т.е. не доводя до стёба, как углубленно жаржированного обязательного элемента) уже можно заявить, что к прогрессивному року это не относится. Иногда элементы ироничного цитирования (классики, в основном) в прогрессиве есть. Крайне редко, кстати. Но в большинстве своем ВСЕ элементы, составляющие прогрессив, используются на полном серьезе. Без тени иронии. Да, это довольно часто - новое прочтение. Но - вполне серьезное и обоснованное. Например, интерпретации "Картинок с выставки" сыграны и Эмерсоном, и Исао Томитой, и группой Меконг Дельта совершенно сознательно с целью найти новое прочтение, а не иронически упомянуть, даже с каким-то смыслом. Но ведь то же самое проделал и Равель! Ирония же четко наблюдается в качественной попсе, когда вдруг попсовый гитарист начинает вставлять в песенки фуги Баха. Но совершенно не ироничен Ритчи Блэкмор времен Пёрпла и Вэйнбоу. Или Джон Лорд. Вы, простите, Сарабанду Лорда хорошо помните? Где там ирония? Симфонический оркестр, орган, ритм-секция - есть. Бах надзирает над всем. Но - ирония? Вы ведь и сами пишете про серьезность. И это, ИМХО - ключевое понятие в искомом отличии.

Нет всего этого в настоящем прогрессиве. И потому он - не явление пост-модерна. Да и рок - не модерн. Аналогии с литературой и изобразительным искуссвом в применении к музыке - это очень скользкое дело. Музыка - искусство более высокого порядка, чем обы названных выше. Она значительно менее конкретна и не опирается напрямую ни на слово, ни на образ.

3. -- Джетро Талл абсолютно не похож на Дженезис, и они оба не имеют ничего общего с альбомом Металлики: S&M with the San Francisco Symphony Orchestra --

Это не так. Несмотря на принадлежность этих групп к разным жанрам прогрессива, есть довольно много общего. ДТ, например, всегда колеблется между симфо-роком и прогрессивным фольком. А Металлика не случайно выступает с симфоническим оркестром. Именно для того, чтобы приблизиться к симфо-року. В этом примере общим является симфо-рок (или, более общо - симфо-джаз-рок), как самая качественная и структурно богатая категория прогрессива. Вот я на следующей недельке выложу "Клятвопреступников" от Афтер Крайинг. Скачайте, послушайте. Там за основу взята известная Токката Леона Боэльманна, и транскрибирована в симфо-джаз. Вот и скажите, можно ли это обозвать "пост-модернизмом". :-))))

ПС Кстати, Вы качаете с тех линков, которые у меня уже выложены в журнале? Можете найти для себя что-нибудь новое.

(Reply to this) (Parent)

Я пока не смогу продолжать разговор
[info]dandorfman
2007-12-28 03:06 am UTC (link)
Александр, я вынужден просить пощады и снисхождения, потому что у меня нет возможности продолжать этот очень интересный для меня разговор. Дело в том, что я - человек увлекающийся и любопытный.
А Вы знаете явно больше меня по обсуждаемой теме. На уровне Кандидата Музыковеденья, как минимум. Впрочем, в рок-музыке, вряд ли хоть один защитившийся кандидат может сравниться с Вами.
Один из читателей моего журнала, рок-музыкант Дмитрий Румянцев, не даст соврать, мы оба в той или иной степени пообщались с защитившиейся Екатериной Дайс. Она писала, и не один раз, о русском роке, т.е. она - музыковед в законе. Не знаю, как Румянцев, наверное все же он со мной согласится, но у меня такое впечатление, что Кандидат наук Екатерина Дайс разбирается в русском роке как известные животные в в известных субтропических фруктах. Вы - совсем другое дело. Общаясь с Вами, действительно можно много нового и неожиданного для себя узнать. Но...............
Мне 60 лет. Проект "Послушай и вспомни" я начал почти год назад, а он еще не закончен. Планирую, как минимум еще пять глав, более того, у меня есть готовая глава про Сан-Франциско конца шестидесятых, написанная не мною. Да у меня самого почти закончена следующая глава под названием "Наши девочки".
Ведь мой проект больше не о рок-музыке, а о времени. Времени моей молодости. Но глава эта ПОЧТИ закончена. Вместо ее окончания я увлекся разговором с Вами. Последняя глава проекта завершит шестидесятые и откроет семидесятые. Последней песней проекта будет
Stairway to Heaven. Песня с которой начался рок семидесятых. Семидесятые уже не были временем МОЕЙ рок-молодости. В 1970-м я женился, а в 1971-ом, после окончания университета ушел в Армию.
И поэтому, так пристально за миром рок-музыки уже не следил. Это были не мои годы. (Частично снова моими годами стали восьмидесятые - золотое десятилетие русского рока.) Ну а теперь - мое предложение Вам. Вам 16 лет было не в 1963-м, как мне, а в 1975-ом.
Это значит, что семидесятые - Ваши годы. Почему бы Вам не взять на себя следующее десятилетие? Т.е. уже у себя в ЖЖ продолжить проект "Послушай и вспомни", но эпиграфом поставить:
"Тем, чья молодость пришлась на семидесятые." У Вас будет больше читателей, чем у меня. Среди держателей ЖЖ людей моего поколения очень мало. Вашего, гораздо больше. Известный тысячник Лабазов мне писал как-то что его годы и его рок - семидесятые. Он будет большим энтузиастом вашего продолжения проекта. И не только он. Слог у Вас - прекрасный, эрудиция - огого!
Что еще надо?
Так что закрывайте следующее десятилетие. Планирую сам дописать последнюю главу к середине января. А потом.... надеюсь стать Вашим преданным читателем. Принимайте эстафету. На этом, наверное, мы текущую дискуссию прервем, если Вы не возражаете.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Я пока не смогу продолжать разговор
[info]profi
2007-12-28 12:28 pm UTC (link)
1. Нет нужды в извинениях за не-продолжение разговора. Тем более, что главное уже сказано и, что намного важнее, достигнут новый уровень понимания. Я, например, только в разговоре с Вами смог сформулировать интсинктивное (поначалу) неприятие использования терминов вроде "эклектика" и "пост-модернизм" по отношению к прогрессиву. Считаю это нашим общим достижением. Увы, Вы, как и я сам, не можем уделять даже интересным для нас темам больше времени, чем нам предоставляется обстоятельствами. Я это прекрасно понимаю.

2. Спасибо за добрые слова! Очень лестное и интересное предложение - продолжить Ваш проект в 70-е. Но, боюсь, я просто не потяну. Если делать это хорошо, то это потребует явно болше времени и усилий, чем я могу уделять ЖЖ и компьютеру вообще. Эпизодически я предпринимаю некоторые усилия, чтобы поделиться с читателями моего ЖЖ хорошей прогрессивной музыкой. И старой, и современной. И, попутно, что-то еще об этой музыке написать. Но... Я даже не могу назвать это проектом. Да и аудитория моего журнала не слишком большая.

3. Идея "написать про музыку и 70-е" у меня зрела давно и я ее попытался реализовать в некоей (не очень "уклюжей", сам понимаю) литературной форме. Поэтому я несколько лет с большими перерывами писал "Услышать Эмерсона...". И когда дописал, понял, что больше выжать из себя ни строчки не смогу. Если оставить в стороне сомнительные литературные "достоинства" упомянутой повести, то основная сюжетная линия сопровождается несколькими параллельными. В большинстве своем посвященными именно рок-музыке и 70-м. Прочесть повесть можно вот здесь: http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shames_a_i/emerson.shtml

Почитайте. Если сочтете нужным, порекомендуйте читателям Вашего журнала. Я буду только рад, если книгу смогут (во всех смыслах этого слова :-)) прочесть широкие массы трудящихся.

(Reply to this) (Parent)


[info]fel_x_u_more
2008-01-05 03:00 am UTC (link)
Ммм..дааа... С чего начать ?
Ладно, начну как учили, - с начала.
Сашик и Ирка, вы выглядите просто замечательно. Видно сказывается влияние Австралийских презервантов (чуть было не написал презервативов, но вовремя вспомнил что это для другого...).
Фото великолепно. О том, что в жизни появится возможность встречаться с такими музыкантами, нам в 60-х и не мечталось.
Живой "классик" тoже прекрасно выглядит, хоть и заметно седеет. Кстати, я был очень удивлён тем, что Джонатан ( он прилетел на каникулы ) знает, кто такой Джимми Пэйдж. Ведь он слушает другую музыку.
Кстати о музыке, или, вернее, о теме проекта.Я её знаете - потерял.
То футбол, то литературные изыскания, а теперь ещё и эпистолярный жанр?
Мне, выросшему в коммунальной квартире, это напоминает её кухню.
Есть три хозяйки (или больше), каждая прекрасно готовит, но по своим рецептам.И вот они решили сготовить обед. Но не разделили блюда, а готовят каждое блюдо вместе. Как результат,- у них по каждому ингридиенту своё особое мнение. А вместо обеда - споры.
Об чём спорим, мужики? Кто первый сказал - мяу ?
Или кто наступил кошке на хвост, в связи с чем она сказала мяу ?
В 50-х было модно затевать споры между физиками и лириками. Мне ваши пререкания очень напоминают эти диспуты.
Да услышьте вы хоть Джими Пэджа, цитируемого Сашей. Или Чижа!
Музыканты создают музыку, а распихивать её по полочкам и раскладывать по коробочкам, дело совершенно неблагодарное.
Только сам автор вправе говорить о влиянии извне на своё творчество.
Банально-азбучная истина, но приходится напоминать.
И ещё.
Дану, profi и другим критикам-теоретикам, - перечитайте "Парфюмер" Патрика Зюскинда. Когда научитесь писать о музыке и её восприятии как Зюскинд о запахах, - тогда и анализируйте. А то, извините, словоблудие какое-то получается.И долго, и скучно, и бесполезно.
Вы уж извините за резкий тон - достали.

Из своего психодельческого далёка,
Феликс.
San Francisco.

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2008-01-05 03:11 am UTC (link)
>То футбол, то литературные изыскания

Феликс Борисович!
Литературные изыскания не относятся к проекту.
И подборка "о Путине мудром, родном и любимом", тоже к проекту не относится. Там, где проект, я ведь пишу об этом. Так что я не совсем понимаю, почему ты запутался? Кроме того, я бы тебе хотел напомнить, что проект в той части, которую пишу я, не только о музыке. И в твоих главах и в Сашиных, уже написанных, он был не только о музыке. Главная тема, это годы нашей молодости.
Ну а музыка, она фон этой темы.
Но, все равно, спасибо, что хоть как-то оценил нашу переписку.
Лучше поздно, чем под одеялом.

(Reply to this) (Parent)