dandorfman ([info]dandorfman) wrote,
@ 2008-01-09 23:53:00
Послушай и вспомни
(Песенник)

     Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые


Часть четвертая: Наши девочки.

Песня вторая: Those were the days, my friend.1968-й год. Софочка. Веня и Люся.

 
Некоторое время спустя в жизни Элвиза появились две другие девушки. И тоже парой. Произошло это так:
 
Мы вдвоем пошли на школьный вечер в 90-ю школу, что на углу Белинского и Чкалова. (Сейчас эти улицы называются, разумеется, иначе). Элвиза позвал на этот вечер, если я не ошибаюсь, Саша Погребинский, ну а он уже позвал меня. На вечере, перед главным, ради чего мы туда пришли, танцами, выступала школьная самодеятельность. Мы к этой части вечера относились как к нагрузке, ожидая, когда можно будет ощутить в себе частицу негритянской крови. Дело в том, что тогда, после нескольких лет царствования белых исполнителей, в танцевальную музыку снова вернулись афро-американцы. Главными звездами танцевальных вечеров стали Аррета Франклин


и Джеймс Браун, певшие в стиле "соул", а мы танцевали под их пение, изгибаясь и покачивая бедрами, так, как будто на нас - набедренные повязки, украшенные пальмовыми листьями, а на черном лице - боевая раскраска воина перед битвой. Как мы танцевали в этот год вы можете увидеть в видеоклипе Джеймса Брауна. Он дает урок танца, того танца, который и был Соулом.


Белые тоже пели Соул. Вот, например, как звучит песня, которая так и называется -"Soul man", в исполнении Blues Brothers


но Соул белых был редким исключением, этот стиль был рожден афро-американцами и принадлежал им почти безраздельно. Впрочем, и сегодня, благодаря Бийонсе и ее чернокожим коллегам по пению, американская танцевальная музыка вновь сияет цветом эбенового дерева. Так что те времена и нынешние в этом схожи.
Однако вернемся на школьный вечер. Там нас ожидал сюрприз. Откуда-то из параллельного мира на сцене материализовались две девочки в черных гимнастических трико, таких же черных колготках и балетных тапочках. Сначала я решил, что они будут танцевать сразу двух умирающих лебедей, причем, черных. Но зазвучал совсем не Сен-Санс. Кроме них на сцену вышли несколько пацанов с деревянными автоматами, в сапогах, гимнастерках и пилотках. Пацаны просто простояли как реквизит, во время танца этих двух девочек. Зато как танцевали эти девочки! Они танцевали под... Окуджаву. Звучала песня "Ах Война, что ж ты сделала, подлая..."


Я тогда не был большим поклонником Окуджавы, моим сердцем и временем владел Биг-Бит. Да и военно-патриотическая тема уже тогда навязла в зубах. Но девочки творили чудеса под пение Окуджавы. Их танец передавал ощущение настоящей трагедии. Трагедии других девочек, девочек того далекого 41-го, к которым вернулись только три их сверстника из ста. Как они заставили меня это почувствовать, сам не понимаю. Не знаю, кто им такой танец придумал, скорее всего, они это сделали сами. Видно было, что обе занимаются балетом. Их изломанные в лучах софита тельца, их руки, которые тянулись к навсегда ушедшим, их ноги в тапочках, которые казались босыми. Все это передавало ощущение беззащитности и трагедии. От этого перехватывало в горле.
Я оглянулся на Элвиза и увидел в его глазах примерно то же, что и я чувствовал в этот момент.
После, на танцах, мы, конечно, познакомились. Девочек звали Наташа и Софочка. Разговорились и оказалось, что девочки знают Элвиза по Бульвару, просто там он на них внимание не обращал (он - Король, а они - сопливые школьницы), а вот когда они танцевали, заметил.(Вот она, сила искусства!)
Ну а дальше произошло то, что должно было произойти. Влюбились в него обе. И опять он был в некоторой растерянности, потому что не хотел обидеть отказом ни одну из них.
Наташа и Софочка были очень разными. Еще более разными, чем первые две блондинки. Только на сцене, в тот первый вечер, когда мы их увидели, они в танце слились в один образ. Разными внешне: Софочка, худенькая, маленькая, с темными волосами и огромными глазами на бледном худеньком личике. Тихая, стеснительная. Чуть похожая на пугливого воробышка, готового упорхнуть при малейшей опасности.
Внешность Софочки и ее образ хорошо передает Мери Хопкин, несмотря на то, что Мери - блондинка. Но она тоже походит на пугливого воробушка.
Это была одна из причин, из-за которой песня, которую поет Мери Хопкин стала заглавной песней этой главы.
Но не только поэтому я выбрал эту песню. Сама по себе песня достойна того, чтобы о ней вспомнить.Потому что в 1968-ом году ее, вслед за Мери, запел весь мир.
Она стала одним из гимнов поколения, поколения шестидесятников  Запада. Именно Запада, хоть ее мелодия не американская и не английская.
Вспомню как эта песня появилась в нашей жизни.
Как-то Элвиз принес мне сорокапятку (так мы называли то, что сейчас называется “сингл”) со странным названием фирмы - "Эппл". Никогда я раньше не слышал о такой фирме. Альбомы Битлз выходили на "Парлафоне". Что за "Эппл" такая? Но Элвиз объяснил, что это самая первая пластинка только что появившейся фирмы, которую образовали Битлз. И инициатор создания фирмы, Пол Маккартни. Потом я, правда, узнал, что это была не первая, а вторая пластинка “Эппл”.
На первой был "Хей Джуд" и "Революшн".
Кого же выбрал Пол для второй пластинки вновь образованной фирмы?
18-тилетнюю девочку с нежным, полудетским голоском. Это и была Мери Хопкин, Он предложил ей именно эту песню:



 


А через несколько дней после того, как я впервые ее услышал, в Одессу в очередной раз приехала Радмила Караклаич. И она сказала, что по ее мнению лучшая песня года не та, что получила первое место на Евровиденьи, т.е.”Congratilations”, а... тут она сделала паузу и запела:
 
“Those were the days, my friend…”
но пропев первый куплет на английском, она перешла на русский. И все зрители в Филармонии, а через несколько часов и вся Одесса, узнали от Радмилы, что Европа и Америка запели “Дорогой длинною”, которую когда-то пел Вертинский.
 Тем не менее, я все-таки считаю, что английский текст лучше русского. Он как-то больше меня трогает, в нем нет никакой цыганщины и троек с бубенцами.
Особенно эти слова:
Oh my friend, we're older but no wiser,
For in our hearts, the dreams are still the same.
Постарели, но не поумнели
Прежнею мечтою мы живем.
"Постарели, но не поумнели",- это просто про меня.
Английские слова написал не англичанин, а американец, Джин Раскин. Раскин закончил Колумбию и потом даже в ней преподавал архитектуру, с 1963-го по 1976-й год. Но до того Раскин еще писал песни и пел их. И не один. Другим участником дуэта была его жена.
Другая бы выгнала, а она - звали ее Франческой, пела с ним вместе. Они даже выпустили альбом. Вот его обложка, где сфотографированы оба, и Джин и Франческа.

В первой половине шестидесятых они приезжали в Лондон и пели в лондонских клубах. Там их и услышал Пол Маккартни. Песня ему запомнилась хорошо и он решил, что когда-нибудь этой песней займется. Это "когда-нибудь" случилось в  1968-м, когда он нашел в Уэлсе Мери Хопкин. Пол был музруком Мери и они вместе придумали, как она должна звучать. Придумали и записали.
Отличная мелодия и отличные слова Раскина в отличной обработке Маккартни и отличном исполнении Мери, все вместе привело к шедевру.
Пол записал с Мери Хопкин еще одну песню. Свою песню "Goodbye".
Вот как это происходило:


Маккартни здесь удивительно молодо выглядит. Почти как ровесник
18-тилетней Мери. Наверное, она на него так влияла.
Довольно быстро Мери сказала Полу и Эппл: “Goodbye”.
Уже в октябре 1968-го года она разорвала контракт и пустилась в самостоятельное плаванье. По-моему, дело было не только в разрыве деловых отношений. Она, наверное, рассчитывала на большее, потому что любила Пола, но... Пол не оправдал ее надежд. Любовь была не взаимной. Впрочем, о том, что случилось между ними, оба молчат. Пока.
Хоть я уверен: может быть очень короткое время, но их союз был не только союзом творческим, союзом двух музыкантов.
Из Лондона 68-го снова вернемся в Одессу того же года.
Софочка была разносторонне талантлива. Она не только хорошо танцевала. Она еще и рисовала и делала какие-то аппликации из кусочков материи. Ну в общем, она была по своему складу характера, творческим человеком, художницей.
Подробнее я опишу Наташу, включая и ее внешность, в третьей главе этой части. Здесь же я только отмечу, что Наташа была красива, эффектно красива. Пожалуй, красивее Софочки.
Существенно разными были и семьи Софочки и Наташи. Софочка была поздним и единственным ребенком в еврейской семье. Ее мама и папа за нее постоянно боялись.
Боялись, что с ней что-то случится.
Но и Софочка боялась. Боялась огорчить родителей. У них ведь такое слабое здоровье. То есть семья эта жила под колпаком взаимного страха друг о друге. Впрочем, страх этот можно назвать заботой, что не так плохо.
Наташе было легче, она под колпаком у стареньких родителей не жила. Жила она только с мамой, женщиной так задерганной борьбой за существование, что ей было не до чрезмерного контроля над дочерью. Как-то накормлена, во что-то одета, ну и ладно, не маленькая, сама должна держаться подальше от проблем и соблазнов, которые могут ей испортить жизнь. По-моему, такая стратегия приносит лучшие результаты в воспитании: человек готов уже с юности к реальной жизни и она его не страшит.
Эффектная красота Наташи поначалу привлекла Элвиза больше, чем тщедушная артистичность Софочки. Но, т.к. Элвиз сам, человек насквозь артистичный, хоть и не реализовал этот свой талант в оставшейся жизни, натуру не обманешь: в конце концов он выбрал более близкую ему по духу Софочку.
И совсем не потому, что она тоже была еврейкой. В это сегодня трудно поверить, но в Одессе шестидесятых, 17-18-тилетние не очень интересовались национальностью подруги или друга.
Но вот родители их все-таки интересовались, это да. Впрочем, если еврейские
родители, все-таки смирялись, когда дочка приводила в дом гоя, или сын - шиксу, более того, изо всех сил старались полюбить зятя или невестку, (в случае зятя и невестки из своих, уже никаких особых стараний не предпринималось, своего или свою можно было традиционно недолюбливать) то не еврейские родители вели себя иногда довольно агрессивно. Об одной такой истории я хочу рассказать:
До университета я проучился полтора года в Станкостроительном техникуме, но потом сбежал оттуда, понял, что это не мое.
За время проведенное в техникуме, я успел стать свидетелем начала этой истории. Ее окончание мне известно по рассказам ребят, которые продолжали заниматься там.
 В одной группе со мной занимались чудная девочка, Люсенька Ш. Как она выглядела?
Пухленькая, но не толстая, очень светлая блондинка. У нее даже, кажется, ресницы были светлыми. Пухлые губки, ярко-розовые щечки, изящный носик ну и 16 лет, я думаю, что все это вместе выглядит убедительно. У нее еще были кровеносные сосуды очень близко к коже, вот почему она краснела мгновенно, по любому поводу или вообще без всякого повода. Но... все это вместе совсем не передавало ее характер. Во-первых, она была умна, ум ее был достаточно глубок, это была не обычная житейская изворотливость,  а настоящий ум: т.е. способность к логическому мышлению и переработке информации. Она хорошо занималась, и прекрасно брала интегралы, у нас уже на первом курсе читали дифференциальное и интегральное исчисление, хоть первый курс техникума должен был соответствовать 9-му классу школы.
Какое там, 9-му, мы опережали школьников, на нас обрушили и матанализ и начерталку (начертательную геометрию). Но учитель математики, Василий Григорьевич, у нас был отличный, бывший военный летчик, выгнанный из авиации за пьянку, но... математик от бога, да и преподаватель талантливый. Люся была его любимицей.
Во-вторых, несмотря на то, что краснела она мгновенно, выяснилось, что это ее свойство совсем не соответствовало бойцовским качествам ее характера. Мы думали, что она стесняется даже слабого дуновения ветерка, не говоря уже о настоящих житейских бурях. В общем, нам казалось, что она - хрупкий оранжерейный цветок, домашнее дитё. Как показали дальнейшие события, мы ошибались. Люсе пришлось выдержать серьезный бой и победить в нем. При этом, противником оказался отец. Серьезным противником.
На Люсю положил глаз самый красивый парень среди тогдашних студентов техникума. Парень, для нас, шестнадцатилетних сопляков, совсем взрослый, он был на третьем курсе, т.е. старше нас на целых два года. Но главное, конечно, не в разнице в возрасте, а в самом Вене.
Так его звали. Он был высок, атлетически сложен, и, как писали наши великие земляки про своего героя, с четким медальным профилем.
Я своих героев по традиции сравниваю с известными артистами, внешность которых вам, может быть, памятна. Веня был похож на Кирка Дугласа, исполнителя главной роли в фильме Стенли Кубрика "Спартак". Кто помнит этот фильм, наверное согласится со мной: отец Майкла Дугласа выглядел мужественней сына. Вряд ли Майкл Дуглас мог сыграть мог сыграть гладиатора и вождя восстания рабов, потрясшего самую могущественную империю античного мира. Зато его отец и мог и сыграл. Тем не менее, я не ставлю кадр из фильма "Спартак", хоть их на Web-е достаточно, потому что наш герой не в короткой тунике гладиатора покорил сердце Люси, а в обычном цивильном наряде. Таким я и показываю Кирка Дугласа, обычное, не голливудское имя которого было Иссур Данилович:

Все девочки техникума, а среди них были и настоящие красавицы, неровно дышали к нашему "Кирку Дугласу". Люся не была в числе первых красавиц, но, тем не менее, именно с ней начал разговаривать в перерывах между парами первый парень на нашей техникумовской деревне и именно ее он стал провожать после занятий. Мне кажется, что ее вид вызвал у Вени желание опекать Люсю, как малое дитя, как беззащитного ребенка. Сам ребенок влюбился в опекуна наповал. И тут пора назвать не только имя, но и фамилию героя.
Его звали Вениамин Минцер. Т.е., он был почти однофамильцем великого немца эпохи Реформации Томаса Мюнцера, но немцем он не был. Веня был евреем. Казалось бы, ничего страшного, да еще в интернациональной и терпимой Одессе. Но... Люсиному отцу так не казалось. Когда он увидел, кто проводил его дочку домой, началась семейная буря.
Отец Люси был полковником КГБ. И с решительностью чекиста он, отыскав Веню, в достаточно красочных выражениях растолковал тому, что он с ним сделает, если Веня не оставит Люсю в покое. Но...время всесилия могущественных органов ушло вместе с отцом народов, Лучшим Другом Чекистов, Физкультурников, и других сталинских соколов. Расстрелы и лагеря все-таки были в прошлом. Поэтому, чекист только плеснул бензинчику в огонь страстей. Теперь и Люся и Веня решили стоять насмерть. Более того, они всем объявили о своем решении пожениться, как только Люсе стукнет 18 и разрешения родителей на брак уже не потребуется. (На Украине можно было жениться и в 16, но только с разрешения родителей.)  Скандал разрастался, Люсин отец врывался на лекции, разыскивая Веню, и даже угрожал его прямо там, в аудитории пристрелить. Наверное, при попытке к бегству, как израильского шпиона. Ничего не помогало, влюбленные стояли насмерть. Но, дальше произошло неожиданное: стеснительная и краснеющая Люся перешла в наступление. Она потребовала собрать комсомольское собрание, на котором будет обсуждена ситуация, а так же составлен протокол, с последующей отправкой его в организацию, где служил буйный папаша.
- Каков ход!!!
Гениальной оказалась дочка у чекиста. Весь техникум ждал этого собрания с нетерпением.
Такое шоу!
Резолюция этого собрания ни у кого не вызывала сомнение, на папиной стороне не было никого. Решительное осуждение светило чекисту единогласно. Вроде как израильским агрессорам, если собрание будет собрано по такому поводу. Тоже ведь проголосуют единогласно. Люсиного папу тоже собрались пригласить. Официально, написав бумагу с приглашением ему на работу. Всей организационной деятельностью будущего комсомольского аутодафе над родителем руководила Люся, но, в отличие от Павлика Морозова, она не собиралась погибать. Она собиралась прочистить папаше мозги. И ей это блестяще удалось. Полковник пораскинул умом и понял, что такой хоккей ему не нужен. Что в его организации найдутся товарищи по оружию, которые подобную бумагу используют, чтобы отправить его на скорый заслуженный отдых. А он чувствовал себе силы и здоровье, продолжать службу в своей славной организации. Тогда Полковник решил “расслабиться и получить удовольствие”. Заметил, что Веня - красивый, здоровый, умный парень. Без вредных привычек. Любит его дочь и готов ради нее на все. И он решил не сражаться с ним, а им гордиться.
Комсомольское собрание с приготовленной повесткой дня отменили.
И все стало на удивление спокойно. Веня спокойно приходил домой к Люсе, в ее роскошную полковничью квартиру, где у Люси конечно была отдельная комната, (Веня жил с матерью в коммуналке, отца у него не было, тот погиб в самом конце войны, хоть успел побывать в отпуске и увидеться с женой, Веня был 45-го года рождения). Влюбленные даже закрывали дверь комнаты, чтобы им не мешали, тем не менее никаких эксцессов чекист себе не позволял. Дальше я уже знаю о этих событиях по рассказам, т.к. из техникума ушел. Когда Люсе исполнилось 18 лет действительно была сыграна роскошная свадьба.
Тогда ни раввины ни попы на свадьбах не присутствовали, венчаться в церкви дочери полковника КГБ нельзя было, так что национальность жениха для свадьбы советской вполне подходила. Вене тоже не приходило в голову, что его брак должен происходить под хупой, а Люся должна пройти гиюр. Тогда мы и слов таких не знали: "хупа",  "гиюр". Так что тогда все было проще. Сейчас кому-то из них пришлось бы определится, кто их будет объявлять мужем и женой, батюшка или раввин?
Веня к тому времени закончил техникум с красным дипломом, т.е. с отличием. Это значит, что он имел право поступить в дневной ВУЗ, а не идти в Армию. И он таки поступил. В Политехнический, куда евреев практически не принимали, на дневное отделение. Но он был не просто евреем, а зятем полковника КГБ. Для него сделали исключение, да и сдавал он вступительные экзамены хорошо. В дальнейшем, у них было тоже все нормально.
Хоть я знаю только о первых годах их супружеской жизни. Что случилось с ними, когда жизнь резко переменилась? Думаю, что вся семья, включая чекиста на маленькой пенсии, на которую уже прожить было невозможно, отправилась в далекое путешествие то ли на Юг, то ли на Запад. Но, не буду гадать. Я ведь рассказал о счастливом конце этой истории любви. А счастливый конец - это свадьба. Правда, на свадьбе, как мне рассказывали, чуть не  произошел последний, но чреватый последствиями скандал.
Выпив лишнего, чекист в порыве любви к зятю нежно назвал его "Мой жиденочек".
И Веня психанул и решил ему набить морду. Ну какая же свадьба без драки, и это нормально. Но Люся так не считала, она повисла на Вене и не дала ему ударить папу. Ну и слава Богу! Все обошлось.
А вот в аналогичной истории, которая происходила в Нью-Йоркском Вест-Сайде, не обошлось. Там влюбленные тоже мечтали о свадьбе, но у них не получилось. Сначала убили брата невесты, а потом и жениха. Ну, кого убили и в какой последовательности, вы знаете по более ранней версии “Вестсайдской истории”, написанной Вильямом Шекспиром. Этот Шекспир перенес действие из Нью-Йорка в никому не известную Верону.
Свадьба не получилась, зато музыка у Леонарда Бернстайна получилась. И фильм по мюзиклу “West Side Story” получился.


 



(Anonymous)
2008-01-10 03:25 pm UTC (link)
Просто здорово! Спасибо!!! Я даже помолодел

Быбший Старик.

(Reply to this)

Прогулки по тропинкам памяти.......
[info]fel_x_u_more
2008-01-11 06:02 am UTC (link)
Дан, Так нельзя.У меня от твоих страниц поднимается давление.Во всех, пусть и слегка отдалённых, частях тела.Сердце начинае учащённо биться в почти забытом ритме фанк-соул.
Франклин, Браун,Оттис Реддинг - это были мои кумиры.
А клип где совершенно юный Браун учит танцевать - поистине уникален!
Нет, -так танцевать мы не умели. Но, то ли потому что юг и темперамент, то ли нервная динамика обрывающегося ритма не могла оставить никого равнодушным - мы очень старались.На каждой танцплощадке были свои фавориты и они "выделывали" невероятные "телодвижения".Тело как-то самостоятельно реагировало на пульсирующую энергию этой музыки.

Удивляюсь твоему невнимаю к бардам.Мы ведь тогда восторженно слушали и Кукина, и Клячкина и Кима, и Окуджаву. А романтизм "авторской" песни перекликался с идеями хиппи.

-Эффектная красота Наташи поначалу привлекла Элвиза больше, чем тщедушная артистичность Софочки.

Рад что ты не работаешь аналитиком в инвестиционной фирме.С таким аналитиком ...., - разорилась бы в момент.
Бушевал шторм в океане страстей.Две очень близкие подруги. Делились всем с детства.Никаких секретов.Плакали обнявшись.Шекспировские страсти 16-ти летних.
А через несколько лет, из рук Нелли Харченко, Сонечка получила титул Мисс Одесса. А ты "тщедушная".Выбрай выражения - пацан, так же внимательно как я выбирал подруг.

...еврейские родители, все-таки смирялись, ...старались полюбить зятя или невестку.... то не еврейские родители вели себя иногда довольно агрессивно.

Признайся, что ты нюхал (или курил) когда такое писал???
Уж что что, а стереотипы в в национальном вопросе неуместны. Тут уж всё по классику: счастливые - похожи, не счастливые - по разному.
Приведу пример "межрассового" брака.В связи с отраничениями - буду предельно краток.

Семья Гриши переехала в Одессу перед войной и поселилась на Молдаванке, чьи типичные дворики, воспеты в небезизвестной песне.
В этом же дворике жила и семья Раи, как и следовало ожидать - евреи.
Если Гриша был выским широкоплечим украинским красавцем, то Рая не уступала ему в красоте.Высокая, с лицом греческой богини (простите за штамп).
Не думаю что Рая или Гриша успели познакомиться с Шекспиром, - они полюбили друг друга юношеской пылкой любовью.
Но как началась война.
Одессу, как известно, отдавать немцам не хотели, даже после приказа оставить город войска продолжали оборону.После второго приказа войска отступили.
При бомбёжке родители Раи погибли. В город вошли немцы.
О их "заботливом" отношении к евреям говорит скромный памятник жертвам гетто.
Гриша увёл Раю в катакомбы Пересыпи.Всю войну он скрывал её в катакомбах.
Туда он приносил воду и продукты.Ночью он выводил Раю на поверхность.
И так всю оккупацию.
После войны они поженились. У них родились две красавицы девочки.Гриша работал мастером на заводе, Рая где-то служащей.Жили они очень скромно.Никто из них не получил даже среднего образования.Да и послевоенные годы в Одессе были очень трудными.
Но какая это была семья!В ней существовал культ родителей.Это был какой-то культ уважения.Не деспотизма или боязни, а любовное поклонение.
Как бы не были голодны домочадцы, до прихода Гриши к еде никто не смел прикоснуться.О "перекусить" на кухне - не могло быть и речи. Этот простой, малообразованный но мудрый работяга был богом в семье.
Когда у дочерей появились ухажёры - папа расставил всё по "своим местам".
-"Делайте што хотите, только у меня не будет зять гой (иноверец)" -сказал он, украинец по рождению. Когда старшая привела в дом жениха, - был грандиозный скандал.Победил Гриша.Младшая дочь, младшие они почему-то более любимы, - думала что она сможет переубедить папу.И сильно ошиблась.Победил Гриша.
......
Первым ушёл Гриша.Не намного пережила его Рая.После его смерти, несмотря на обилие внуков, - жизнь вдруг стала для неё бессмысленной. Часто посещая свою подругу (мою тётю) живущую напротив, в доме по Мясоедовской 17, она не переставала говорить о Грише. Реже о дочерях и внуках, - у них была своя жизнь.Рая в неё почему-то не "вписывалась".
К чему я это рассказал? Да к тому, что нет стереотипов! И о этом уже красиво сказал раннее упомянутый класик.
Впрочем, другой классик в романе "Тэвье-молочник" имел по этому поводу своё, отдельное мнение.
...К чему это я ...? Ах да....., Дан.., не учи жить! Оставь это классикам!!!



(Reply to this) (Thread)

Браво!
[info]dandorfman
2008-01-12 03:48 am UTC (link)
Феликс, ты меня по-хорошему удивил. История Раи и Гриши - яркая и впечатляющая. Не только по содержанию, но по форме.
Ну, может быть, за исключением отдельных огрехов, которые я бы не хотел обсуждать публично.
Твою тетю и дом по Мясоедовской 17, (дом этот был в квартале между Госпитальной и Прохоровской) я отлично помню.
Уже после того, как ты уехал, я бывал у нее неоднократно, приходил за новостями о вас. Сама по себе история достойна не только краткого
рассказа, но и книги или кинофильма.
Щас..., не не запою, а помечатаю....
Может быть ты напишешь синопсис, т.е. краткое изложение сценария, и пошлешь его нескольким режиссерам? Скажем, Спилбергу. Если кто-нибудь в Голливуде заинтересуется, сам сценарий написать и перевести на английский, не большая проблема. Мы с тобой и напишем за пару недель, а твой Джонатан - переведет. Ты ведь бываешь в Лос-Анжелесе. Поищи, кому там передать синопсис. А вдруг получится?
Ну как тебе мое живое воображение? Если кто-нибудь в Голливуде захочет наш сценарий (уже "наш", видишь как я быстро прилипаю к этому делу) мы с тобой станем богаче в сумме на миллион.
Как мы будем распределять эту сумму, договоримся. Надо же и Джонатана учитывать. (Хаим, вон с машины!)
Еще кое-что из того, что ты написал я попробую обсудить в следующем моем тексте, чтобы не пришлось один текст делить.
Мне это тоже не нравится.

(Reply to this) (Parent)

И все же...
[info]dandorfman
2008-01-12 04:36 am UTC (link)
Феликс, теперь уже совсем другой коленкор, на этот раз я с тобой решительно не согласен. Барды совершенно точно не владели нашими умами в шестидесятых. Увлечение бардами для всех нас началось в начале семидесятых. И для тебя - тоже. Ты чуть сдвинул основное время этого увлечения в более ранние годы. Я все семидесятые уже больше слушал бардов, чем рок и знал сотни их песен.
Правда, в начале восьмидесятых моим умом и сердцем снова завладел рок, но уже русский рок. Когда я услышал в 1982 году в Мегионе ДДТ, (Мегион - в сорока километрах от Нижневартовска, мы туда специально поехали в тридцатиградусный мороз ради этого), барды были забыты. То, что пел Шевчук, было настолько сильнее бардов, что с этого дня я снова вернулся к року.
Сейчас, через 25 лет, эти песни уже не так впечатляют, но тогда они были как атомный взрыв в голове.
Потом, после ДДТ, в мою жизнь вошел Цой.
Мне показалось, что время потекло вспять и снова вернулись шестидесятые. Представь себе как это на меня повлияло тогда, 20 лет назад. Вот заключительные кадры фильма Асса, где Цой поет:
"Перемен, мы ждем перемен."

Ладно, про то, что мы пели в шестидесятых я тебе напомню в следующем комментарии, после Цоя это делать не стоит.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Эстафета поколений продолжается.
[info]dandorfman
2008-01-12 05:01 am UTC (link)
В следующем видеоклипе показано как снималась "Асса-2", там много цитат из "Ассы", и снова звучит голос Цоя. И там Друбич, фотогафия которой - ниже, Друбич, которая действительно похожа немного на Софочку и еще там... ее дочка.
Они обе снимались в сиквеле "Ассы".
Главным голосом Ассы - 2, т.е. тем, кто продолжил Цоя, стал Шнур.
Ну, в общем, посмотри этот сюжет.

(Reply to this) (Parent)

Доброе слово и кошке приятно....
[info]fel_x_u_more
2008-01-12 06:00 am UTC (link)
Спасибо Дан,
Рад твоей реакции на постинг (так это кажется называется?).
Поскольку ты нашёл "какие-то огрехи", - я решил пока Спилберга не беспокоить.
А подождать пока он сам позвонит.И тут я ему, - "слушай Стиви, там Дан "огрехи" нашёл, - ты уж разберись.....да, да, и с "огрехами" , и с Даном...Он ещё на какой-то миллион претендует. Пошли к нему правильных ребят,- пусть спросят: - зачем он так шутит с нашими деньгами. Так что если кого поздно ночью встретишь,- не пугайся .Это наши голивудские.Ты им просто сразу скажи что работать над сценарием собирался безвозмездно.И не обижайся если они тебя немного попинают ногами.Просто они привыкли так выражать свой восторг.

(Reply to this) (Parent)

Э как меня занесло!
[info]dandorfman
2008-01-12 05:33 am UTC (link)
Я ведь обещал вернуться в шестидесятые и напомнить тебе, что мы пели сорок лет назад. Компании с гитарой сидели на каждой третьей скамейке Бульвара и песни звучали звучали везде. Но какие песни...
Напоминаю. В первой половине шестидесятых, в эпоху твиста, мы пели... твисты, т.е. русские слова к тогда популярным мелодиям.
Про "Твист эгейн" и "Спири Гонзалес" в украинском варианте (Чи ты жыва моя Кылына...) я уже рассказывал раньше. Еще мы пели под мелодию другого популярного твиста:
Среди снегов на дальнем Севере,
Сидел один чувак на дереве,
А перед ним толпа голодная,
Лупила костью в барабан.

И посиневшие от холода,
И ослабевшие от голода,
Под барабанный стук качалися,
И под мотив знакомый нам:

Твист, твист, это танец счастья,
Твист, твист, это танец страсти...
И т.д.
Над той частью Бульвара, которая примыкала к Дворцу Пионеров постоянно разносился сладковатый запах дури.
Порция на один косяк стоила смешные деньги - 20 копеек.
Неудивительно, что попробовали все. Раньше, чем это стало массовым увлечением детей-цветов в Америке. Одесский Бульвар опережал Сан-Франциско лет на пять. И поэтому, были популярны песни про план.
Сквозь ад каракумский песков,
Из дальней страны Пакистан.
Тюки везет караван,
А в тюках - кашкарский план.

А еще "Анаша-рок", помнишь начало?

Идет скилет, за ним другой,
А кости пахнут анашой...

Конечно пели Одесские песни. Особенно популярна была, как я припоминаю,
Сидели мы, у речки у Вонючки,
Сидели мы в двенадцатом часе.
Ты прислонилася ко мне корявой рожей,
И что-то пела ковыряяся в носе.

Речка Вонючка это не вымышленный образ, это канава в начале Слободки, перед Дюковским.
Была еще одна песня, которая точно указывала адрес речки Вонючки.
У городской Канавы на Слободке,
Был приглашен я в дом к одной молодке...

Конечно пели массу блатных песен.
Одна из них мне почему-то запомнилась до сих пор, я ее впервые услышал в году так 62-м:

Я помню как с Форшмагом ты стояла на углу
Он был бухой, обняв тебя рукою,
Тянулся целоваться, просил тебя отдаться,
А ты в ответ кивала головою.

Очень трогательные слова в конце этой песни:

Зашел ко мне Шапиро, мой защитничек - старик,
Сказал: Не миновать тебе расстрела.

Пели ли мы бардов тогда, в середине шестидесятых...
Очень немного, но уже пели. Была популярна песня Клячкина

Не гляди назад, не гляди
Лучше имена переставь.
и песня Кукина
Сигаретой опишу колечко,
Спичкой на снегу, поставлю точку.

При этом, почти никто тогда не знал имен Клячкина и Кукина.
Эти песни пели как песни безымяных авторов.
Высоцкого уже тоже начинали петь. Особенно "А тот кто раньше с нею был". Но и его знали мало. Впрочем, в середине шестидесятых он еще не был тем Высоцким, которого потом узнала вся страна.
Окуджаву почти не пели, ну разве что:
Из окон корочкой, несет поджаристой
или
Ну и беда же с этой Нинкою
Она жила со всей Ордынкою,

Еще пели эту, очень тогда популярную:

Это школа Соломона Бляра
Школа бальных танцев, вам говорят
Две шаги налево, две шаги направо
Шаг вперед и две назад.

Ну ладно, я до утра могу вспоминать, что мы пели в те годы.
Тем не менее, бардов мы почти не пели, в этом я уверен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Евгений Клячкин
[info]dandorfman
2008-01-12 05:36 am UTC (link)
Вот одна из тех немногих бардовских песен, которую мы все же пели в середине шестидесятых:

(Reply to this) (Parent)

Re: Э как меня занесло!
[info]fel_x_u_more
2008-01-12 07:08 am UTC (link)
По поводу бардов ты заблуждаешься.Вернее говоришь о себе.Я их песни слушал "по мере появления". Не приходил в восторг, но слушал.Это была тяга к неформальному исскуству и интерес к полулегальному.Потом появился Высоцкий...
К моменту развития "русского" рока я уже строил капитализм в славном "хиповом" Сан Франциско. Поскольку я дитя 60-х, то больше люблю ритм и блюз, соул, или вернее "фанк "соул.
Твой энтузиазм по поводу Цоя,Шевчука и др. - не разделяю.
Прости, если сможешь.
Однолюб.
По крайней мере в музыке.

(Reply to this) (Parent)

застывший кадр.......
[info]fel_x_u_more
2008-01-12 07:34 am UTC (link)
60-е.Лето.Ночь.Где-то между 12 и 2.
Мы (группа "правильных" пацанов) сидим в Пале Рояле.
Боб (ты должен его помнить поскольку приведенные песни он пел)что-то бренчит на гитаре.Мы скучаем. Поздно. Пора расходиться по домам.
Из кромешной темноты материализуются три фигуры.Просят дать гитару.Наша реакция, - то ли бить, то ли рискнуть.Они хоть и постарше, -но всего трое, и под "шафе".Нас с десяток, полтора.
Дали гитару.И запомнили этот вечер на всю жизнь.
Одним из троицы был В.С.Высоцкий.
Что побудило его дать этот ночной концерт уличным пацанам? Думаю неуёмная внутренняя энергия, рвущаяся изнутри наружу.
Так я впервые услышал песню о евреях и другие ранние его песни.
Он пел долго, мы просили ещё, и он пел...
Потом как-то резко остановился, протянул гитару её владельцу,и окликнув свою свиту ушёл в темноту.
А мы, шокированные пережитым, не имея ни малейшего представления о том,с кем судьба свела нас в эту ночь, ещё долго обсуждали голос, стихи и энергию услышанных песен.
Позже я узнал что он приехал то ли на пробы, то ли сниматься у Киры Муратой.Кажется в фильме "короткие встречи".Или "Долгие проводы".

Много лет спустя судьба опять свела меня с этим великим поэтом.
Я "подрабатывал" на киностудии ассистентом звукооператора, он снимался в фильме "место встречи..."
Потом была Таганка....
Но это уже вне сегодняшней темы. Как нибудь в другой раз.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Феликс, пожалуйста, отпусти меня.
[info]dandorfman
2008-01-12 08:00 am UTC (link)
Сейчас без пяти три ночи. Но я не могу уйти с компьютера, потому что ты каждый раз взрываешь такие бомбы!
Я видел Высоцкого на выступлении в Одессе, в Технологическом Институте им. Ломоносова. В Одессе он бывал часто, потому что снимался, ну и давал всегда или почти всегда один-два подпольных концерта. На одном из таких концертов я был.
Там же, кстати, был и Олег Сташкевич, которого ты знаешь лучше меня.
Впечатление тогда было, конечно, оглушаюшим, но ничего подобного твоей ночной встрече с ним я не испытывал. Сильно завидую.
Это была одна из звездных ночей твоей жизни, я думаю.

(Reply to this) (Parent)

נושא
(Anonymous)
2008-01-12 12:32 am UTC (link)
Про красоту и про гиюр и про постарел, но не поумнел

Про Наташу не знаю, но Софочка была красавица, некоторая артистичность и беззащитность действительно в ее внешности присутствовала и используя любимый прием Дана, могу сказать, что она была похожа на актрису Татьяну Друбич,

Image

разве что глаза ее были еврейскими, более глубокими и
с поволокой, такой симбиоз из Друбич и Быстрицкой, что несомненно впоследствии было оценено многими мужчинами, и осознано ею тоже
Что же касается Люси и Вени, национальный вопрос их будет приследовать вечно и, к сожалению, на Юге, дети Вени окажуться неевреями (вот ведь парадокс!) хупу сделать они не смогут, хорошо еще, если сыновья, если найдут евреек, которые захотят за них выйти замуж и наконец сделать Вене внуков евреев, а если дочки, все, хана Вене, дочки у него те самые шиксы (от мамы нееврейки) и без гиюра ни один хороший еврейский мальчик от них детей иметь не захочет, бедный Веня! и бедная Люся! - а все потому что старших слушать надо!
Вот в этом история Люси и Софочки где-то сходятся!

Я тоже училась тогда в школе и песню, под которую танцевала Софочка, пела
в школьном ансамбле, и как говорят нынешние деятели российской культуры, это было очень волнительно

И еще, думаю, что поумнеть с годами - это одна из расхожих истин, которая только подтверждает, что иногда и народная мудрость, не мудрость
В одном из интервью великолепная актриса Инна Ульянова, сыгравшая одну из главных ролей в Покровских воротах Михаила Казакова
на сочувственные сетования журналиста о ее возрасте и одиночестве, сказала
"Беда не в том, что мы стареем! (внешне)
Беда в том, что мы не стареем!"
Вот так! Так что, дорогой Дан и не надейся с годами- то поумнеть!

Школьница из 60-х

(Reply to this) (Thread)

Технические загадки
[info]dandorfman
2008-01-12 03:04 am UTC (link)
Фотографии, которые ставят анонимы, почему-то не видны в комментариях. Они видны только когда нажмешь на "replay to this".
Я посмотрел фотографию Татьяны Друбич, нашел такую же в Сети и ставлю ее.
В моем комментарии она видна:

(Reply to this) (Parent)

ПТИЧКУ ЖАЛКО!
[info]kutiska
2008-01-12 11:24 am UTC (link)
Ну-ну, танцы в стиле "Соул"!! Если бы вы таки-да так танцевали, как Джеймс Браун, на вечеринках в 60-х, то это был бы не Соул, а MIRACLE!. И очень жалко Софочку и Мэри Хопкин, которые так похожи на пугливых воробышков. Эти строчки меня ужасно потрясли, от жалости не спал всю ночь.
=^..^=

(Reply to this) (Thread)

Re: ПТИЧКУ ЖАЛКО!
(Anonymous)
2008-01-12 11:47 am UTC (link)
А КИСКУ?

(Reply to this) (Parent)

....в защиту птиц и людей...
[info]fel_x_u_more
2008-01-12 10:29 pm UTC (link)
Полностью разделяю...
Эх, если бы мы так танцевали ....
Да что бы так танцевать надо:
1.Родиться черным.
2.В гетто Чикаго или Нью Йорка.
3.Иметь предков главным средством общения которых был танец под пальмой или
баобабом.
Что бы впредь избежать ночных мучений, - написанное Даном рекомедую читать как минимум за два часа до сна.Тогда сон будет крепким и здоровым.Поскольку всё прочитанное успеет перевариться и опуститься в .... ну то самое место, из которого есть только один выход.

И всё же Дан старается - пишет.Когда лучше, когда...., ну уж как получается.
Солженицыным он себя не считает? И слава богу!
А ты ? Неужели "писАлка" заржавела ?
Или "hard drive" стал очень "soft" ?


пасибо за доброе слово в защиту животных.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ....в защиту птиц и людей...
[info]dandorfman
2008-01-12 11:56 pm UTC (link)
>А ты ? Неужели "писАлка" заржавела ?
Или "hard drive" стал очень "soft" ?
===========
Вот, вот, Феликс Борисович!
Ты его так замечательно похвалил за молодеческий вид на фотке с Джимми Пейджем, а он ничего даже не ответил на это.
Да я бы на его месте немедленно все с себя продал и отправил тебе в подарок живого кенгуру.
Больше его не хвали, хвали меня. Я тебе тогда буду высылать банки с нашим собственным персиковым вареньем и бутылки вина из нашего собственного винограда "Конкорд", на фоне которого мы с тобой так удачно сфоткались.
Птичку ему жалко. Ему жалко два слова написать.
Кстати, удачно получилось: ты написал про встречу с Высоцким, а я еще до того поставил отличные кадры из "Места встречи изменить нельзя." Мы с тобой, не сговариваясь, дуплетом жахнули.
Не то, что с этим Рэйковым.
А я еще сегодня наметил третью часть поставить, если мне не помешают. В общем-то обещали помешать, причем физически, путем разбивания компьютера об мою голову, если после 12 ночи я буду возле него обнаружен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ....в защиту и птиц, и людей, и ....КУТИСКИ.
[info]fel_x_u_more
2008-01-13 02:35 am UTC (link)
Так может он как раз на охоте за этими самыми кенгуру?......
Впрочем, - нет.
Ты прекрасно знаешь что произошло.
После твоего ввода в прект авангардизма, футбола, и ещё чёрт знает чего, он тебе открыто сказал - что интерес к проекту потерял.
Но я всё же надеюсь что вернётся , когда увидит что ты вернул проект в эру биг бита и развития рока.
А похвалы я на продукты питания не меняю.Как правило.Так и знай.( Как у вас с чёрной икрой?)
А пару кенгуру он мне уже привозил.Правда, когда они узнали что едут ко мне, - то сразу отбросили копыта.От счастья наверное.Поэтому мне достались только их шкурки.А ещё он подарил мне прекрасно выделанную щкуру.То ли овцы, то ли барана. Как ты думаешь, - что он этим хотел сказать?
Но ничего, когда я доберусь до моего послеармейского периода и вспомню великолепных одесских певиц, надеюсь он откликнется.

(Reply to this) (Parent)


[info]makkawity
2009-05-03 07:25 pm UTC (link)
Очень хороший и нужный проект.
Спасибо.
Сам слушаю иное и принадлежу к совсем-совсем другому слою, но такое бережение и сохранение определенного пласта культуры вам зачтется.

...а от идеологических оценок - воздержусь. ибо не место, да и музыка располагает не к.

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2009-05-03 08:06 pm UTC (link)
Спасибо на добром слове. Непонятно только как Вы попали не в конец и не в начало, а почему-то в середину. Ну да ладно. Еще непонятно, почему именно Вы хвалите то, что мы сделали. Вы знаете, почему я удивлен. Нас - шестеро. Один живет на Украине, четверо в Америке и один - в Австралии.
Все мы - одного поколения, как Вы понимаете. А какую Вы музыку слушете, если не секрет?
Я о самой разной музыке писал в рамках проекта. В том числе и о Шенберге с Бахом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]makkawity
2009-05-03 09:18 pm UTC (link)
Пришел по линку от Лабазова, конкретно навелся на "Дорогой Длинною" как чрезвычайно интересный пример песни, единой в двух лицах.

Почему хвалю, - жесточайшие идеологические разногласия (не касающиеся данной темы) не мешают оценивать важность проекта с точки зрения сохранения культуры и выстраивания правильного понимания контекста.

А слушаю разное, от фолка до металла :) собственно, то что играет во время написания постов, отражается в ЖЖ.
Радостей. И дальнейших успехов на этой ниве. И вам, и всем участникам проекта.

(Reply to this) (Parent)