dandorfman (dandorfman) wrote, @ 2007-08-02 07:42:00 |
(Пояснение к следующей песне)
Arnold Schoenberg
В
главе, рассказывающей про еще одну группу Бит-Клуба, "Орфей", я хотел
бы вспомнить о моих разговорах с самым продвинутым музыкантом "Орфеев",
тогда студентом Одесской Консерватории, Петром Шелютой. - А как же на самом деле? Итак: Если
вы подойдете к фортепиано и сильно хлопните растопыренной ладонью по
клавишам, звук, который при этом прозвучит, вам вряд ли понравится. Он
будет похож на падение переносимого пьяными грузчиками шкафа, а не на
благозвучный музыкальный аккорд. Этот эксперимент показывает, что
хаотичное одновременное нажатие клавиш и музыкальный аккорд, вещи
разные. Тоника, Доминанта, Субдоминанта. Половина
песен советских и не только советских композиторов основаны на этих
трех великих аккордах. Тоника в самой простой До-мажорной гамме состоит
из трезвучия до-ми-соль. Помимо
авангардистов, просто известные композиторы Двадцатого Века, в том
числе и гении, такие как Шостакович, Прокофьев, Бенджамин Бриттен,
Альфред Шнитке и другие все равно не сочиняли безупречную с точки
зрения теории музыку, как это делали Гайдн и Моцарт в 18-м, или
Чайковский с Шопеном в 19-м столетии. В конце своего скучного пояснения позволю себе дать три фотоиллюстрации Фотография
первая. Традиционный музыкант. Серьезный исполнитель. Видно, что
получил классическое музыкальное образование. Играет по нотам. Очень
ответственно и внимательно относится к самому процессу. Фотография
вторая. Джазовый музыкант. Самоучка, нот не знает, играет на слух,
образования музыкального нет, садится за инструмент не когда надо, а
когда есть настроение. Если вы увидите, какие сочетания он нажимает,
(скажем, две соседних черных клавиши) легко догадаться: этот
исполнитель не стремиться к идеальной правильности аккордов, сочиняя
или играя музыку. Тем не менее, явные признаки своеобразного таланта во
взгляде исполнителя просматриваются. И наконец... Фотография третья.
Но... для
того, чтобы большинство моих читателей поняло о чем мы базарили, я
должен написать кое-какие базовые вещи из теории музыки. Для таких же
дилетантов как и я, хочу изложить то немногое, что мне известно. Это
немногое и понадобится в следующей главе, которую настал черед писать
мне.
Разумеется профессиональные музыканты найдут грубейшие ошибки в
моих пояснениях. Заранее прошу у них прощения и еще больше прошу
уточнений. Мне и самому будет интересно:
Кое-что о музыкальных чистых звуках (не аккордах, т.е. не смеси их)
Музыкальные звуки отличаются друг от друга различными частотными характеристиками.
Какая разница в герцах между двумя соседними тонами я не помню, кто хочет, может посмотреть сам в Сети.
Чем выше звук, тем выше частота колебаний. Частотные скачки длиной в полтона человек различает, меньше - нет.
Понижение основного тона в звукоряде (гамме) на полтона, называется бемолем, повышение - диезом.
В
музыкальный аккорд, как мы уже догадываемся, должен входить
определенный набор звуков, подчиняющийся неким законам. Как это ни
странно, законы эти у разных земных цивилизаций разные. Европейская
гармония, построенная на гамме из семи нот, предлагает как правильные
одни наборы звуков и их сочетание, китайская - совсем другие. В
частности, там не семи, а пятизвучие (пентатоника) основа гармонии. Как
результат, китайская музыка звучит совсем не так, как музыка
европейская.
В европейской музыке существуют два основных лада, мажор и минор, т.е. гаммы могут быть мажорными и минорными.
Мажорные
гаммы входят в так называемый квартовый круг, а минорные - в квинтовый.
Традиционная европейская музыка пишется в одной из гамм этих кругов. И
даже так называется, по гамме.
Скажем, самая известная симфония
Моцарта, Сороковая, иначе называется Симфония соль минор, по имени
гаммы, в которой она написана. Наш песенник ни китайскую, ни арабскую
ни какую другую музыкальную культуру не задевает, поэтому давайте
останемся в рамках Европы, никакой экзотики. Правильные благозвучные
аккорды с точки зрения европейской теории музыки в рамках двух ладов,
минора и мажора, должны быть построенны из нот той гаммы, в которой
написана музыка и их следует набирать в разрешенных интервалах, т.е. в
расстояниях между двумя тонами аккорда. Обычно, интервалы
предусматривают пропуск соседнего тона. Если нажать подряд все клавиши,
звук будет достаточно противным и только очень отдаленно напоминающим
музыкальный.
Наиболее устойчивые и благозвучные аккорды мажорной гаммы называются:
Здесь ноты идут строго через одну. Если
между двумя тонами есть еще одна нота, такой интервал называется
терцией. Если две ноты - квартой, и т.д. Трезвучия аккордов названных
выше построены именно на терциях. Кроме того именно сочетание этих трех
аккордов является классическим и придает своеобразную устойчивость
восприятию любой музыки, так написанной. А вот когда этой устойчивости
нет...
Известна легенда о Моцарте, который всю ночь не спал, из-за
того, что сосед почему-то сыграл тонику и доминанту, а вот до
субдоминанты дело не дошло. В результате, Моцарт, который не мог
вынести подобной пытки, поднял соседа глубокой ночью, потащил его к
инструменту и заставил-таки нажать завершающее трезвучие.
После
этого остаток ночи Моцарт спал как младенец. Представляю, чтобы было с
бедным Моцартом, если бы он услышал музыку двадцатого столетия, скажем
Прокофьева, не говоря уже об авангардистах: Шенберге, Венберне, Берге,
Мийо, Хиндемите. Сон был бы утерян навсегда.
Что же принес Двадцатый
Век в серьезную музыку? Прежде всего, эксперименты с нарушением
классической гармонии, допуск диссонансных аккордов и непривычных
европейскому уху сочетаний?
Более того, радикалы вообще отбросили привычные законы гармонии, они расплевались с мажором и минором, как классом.
Например,
отец авангардизма, австрийский композитор Арнольд Шенберг, просто
придумал другую систему, не мажор и минор с гаммами из семи звуков, а
додекафонию, т.е. двенадцатизвучие.
Дам здесь одно из сочинений Шенбрега для очень любопытных, но предупреждаю, с непривычки больше минуты не выдержите.
Они тоже давали диссонансным аккордам и странным неправильным мелодиям волю.
Так
что если бы Моцарт пытался слушать "Любовь к Трем Апельсинам",
Прокофьева, он бы тоже потерял сон и решил что композитора сочинившего
такую музыку надо изолировать от общества в закрытом лечебном заведении.
Впрочем, кто его знает, может быть ему бы понравилось, все-таки это не сосед снизу, а Прокофьев?
к
написанному. Но подписи к фотографиям будут не под, а над ними.
Постарайтесь сначала прочесть подпись, а потом уже взгляните на
фотографию.
Безусловно играет только произведения с правильными, классическими аккордами.
Вот
оно, лицо, вернее ноги авангарда. Можете себе представить какие звуки
извлекают каблуки, этого с позволения сказать, экспериментатора. Такой
авангард нам не нужен!
franz_propp 2007-08-02 11:58 am UTC (link) | |
Познавательно. Но прошу такие посты - под кат. Вы рвёте мне френд-ленту. Заранее спасибо. (Reply to this) (Thread) |
dandorfman 2007-08-02 12:03 pm UTC (link) | |
Вы подметки на ходу режете. Я просто не закончил, вы видели черновую версию. Я теперь все ставлю под кат. (Reply to this) (Parent) |