dandorfman ([info]dandorfman) wrote,
@ 2007-08-28 20:22:00
Послушай и вспомни
(Песенник)
                                                                                  Тем, чья молодость пришлась на шестидесятые

Автор на трибуне стадиона ЧМП. 1964-й год .                      Он же в 1982-м году.
Можно ли поверить, что это фотографии одного и того же человека?

Часть третья: Бит-Клуб.

Песня седьмая: ”Прости”. Снова 1964-й.

Одесский Футбол. Вспоминает Геннадий Мальцер.


Оправдание публикатора.

Некоторые наши авторы не в восторге от футбольных глав.
Один из них, Феликс Херсонский, даже потребовал снять уже опубликованную главу про футбол. Он считает, что наш проект должен быть о музыке. И это его право. Тем не менее, я думаю, что наш проект прежде всего о времени. Времени нашей молодости, времени, которое называется "шестидесятые". И о городе. Городе, который называется "Одесса". Да, молодость большинства авторов проекта тесно связана с музыкой шестидесятых. Но одной музыкой жизнь молодых одесситов тогда не исчерпывалась. Футбол был для многих из них так же важен, как и Битлс. Ну а были такие, для которых футбол был намного важнее Битлс.
Вот почему, чтобы полнее почувствовать это время, надо в наш проект все-таки включать футбольные главы. Иначе портрет времени будет далеко не полным.(Надеюсь, что Феликс меня поймет и простит)
И сегодня снова футбол. И новый автор. Уже пятый автор в нашем проекте. Это мой давний друг, Геннадий Мальцер. Последние 18 лет - нью-йоркер. Ну а раньше, разумеется, одессит.
Несколько слов о сегодняшних песнях. Я не нашел больше интересных песен о футболе. Вот почему сегодня я вам предлагаю просто песни об Одессе. С той песни, которая дала название сегодняшней главе (”Прости”), мы и начнем.
Она чуть грустновата. Зато закончим мы веселым одесским рэпом.


                                                            Футбол в Одессе. 

                                                                                                  Памяти моего младшего брата, Романа.

Вместо предисловия.

Заметки о футболе в Одессе были написаны до того, как я прочитал куски нетленного романа DD. (Нетленного в том смысле, что не на бумаге, а в компьютере.Tлен ему не грозит).  Так что, когда DD предложил мне написать о футболе в свою книгу, у меня кое-что об этом уже было. Кто-нибудь да спросит: какое отношение имеют мои воспоминания к заявленной теме романа? Отвечаю: никакого. Более того. Я не помню, чтобы я или кто-то из моих футбольных знакомцев были такими уж, как сказать, безграничными? фанатичными? вдохновенными? поклонниками битлов. Т.е, когда одни пели в рок-клубах «Yesterday», другие кричали на стадионах «бей».( А третьи, в многочисленных винарнях Одессы- “налей”).
Может потому, что мы, пошедшие в школу сразу после войны, учили в основном немецкий? Хотя я знаю людей, которые по ним учили английский. Может, не у всех были магнитофоны? Хотя у меня был средне-портативный «Спалис». Не знаю. Я и теперь отношусь к битлам выборочно: что-то нравится, а что-то, извините. И не кидайте в меня камнями.

О  футболе в Одессе написано много. Вот Рома Карцев на днях сказал, что пишет книгу. Я написал маленькие-маленькие воспоминания, практически для себя. Просто, чтобы ощутить себя молодым и заядлым фанатом того времени. Поэтому я не обложился литературой, не лез в справочники, в газеты, в чужие книги, никуда. Вот я такой, и так я это помню. Буде эти заметки случайно попадутся кому-либо из того времени, кто знает меня - вот мой адрес:gmaltser@hotmail.com
Напишите мне, и вам это зачтётся с большим знаком плюс.

Футбол в Одессе.
Футбол в Одессе был больше, чем футбол. Особенно после войны. Впрочем, он везде в Союзе был больше, чем футбол. Такое было время.
Я помню старые споры о том, где был проведен первый матч по футболу в России (в Одессе говорили- “мачт”, так русскому языку было удобней). Претендентов было двое: Одесса и Питер. И это, естественно, было до
Революции, в начале того века. Скорее всего, это событие таки состоялось в Питере.Тем не менее,1913 - 20 октября, победив в финальном матче сборную Санкт-Петербурга (4:2), сборная Одессы стала чемпионом России. Однако, 15 декабря на съезде Всероссийского футбольного союза первенство России 1913 года было признано недействительным. Вот та сборная Одессы, которая выиграла в Санкт-Петербурге:


И с тех давних времён ведёт свою историю одесский «Черноморец». Т.е. она прослеживается начиная с 1907 года, по-моему. До этого наша команда называлась разными именами, которые я уже забыл. Была, например, «Промкооперацией»,  «Пищевиком», «Металлургом», «Спартаком» даже.
Естественно, все в Одессе болели за свою команду. И так было где-то до 56-57 года, когда появилась армейская команда ОДО (Одесский дом офицеров), а потом её называли СКА. Я уже писал (в другом месте), почему стал болеть за «Спартак». Но не помню, почему оказался в рядах «одовцев». Может потому, что дело было новое. Может, назло всем «черноморцам». Не помню. Это как в Нью-Йорке все болели за “Янкис”, а потом появились “Метс”. И пошли отец на сына и брат на брата. Но мы с братом Ромой были «одовцами». Он ещё малый относительно был, но слышал от меня все эти разговоры, а потом и сам стал ходить на футбол. Телевидения тогда не было, так что футбол был главным событием мужской жизни. И поход на стадионы (сначала был один главный стадион, а потом - два, когда появилось ОДО) были важнейшим событием летней жизни в Одессе. Естественно, для мужчин.
Вот так выглядел стадион армейской команды на Пироговской: (Игра СКА с Московским "Торпедо", 1965-й год)

А т.н. «стыковые» игры были вообще событием года. Как сабвейная серия Янкис-Метс. Как  «Милан»- «Интер» в Милане. Как «Спартак»-«ЦСКА» в Москве. Как дебри в Буэнос-Айресе (я там был на одном из стадионов, но не во время игры). Или в Мадриде, где я тоже был на стадионе, уже на игре, но не на «Реале». Не помню, в каком году, может, в 1962,  две наши команды были в высшей лиге. Кроме Москвы, ни в одном городе не было двух команд класса «А», а в Одессе-было! На первую стыковую игру мы с Ромой принесли огромный матерчатый транспарант, на котором не помню что и кем было написано. В какой-то момент мы его развернули в нижних рядах 20-ой трибуны - это было зрелище! Особенно, с 38-ой «черноморской» трибуны, где в то время сидел весь футбольный бомонд плюс самый главный болельщик города Одессы Гроссман. В том году наше славное ОДО выиграло всего раз, но у «Черноморца»!!! 45 лет прошло, но этот счастливый вечер забыть невозможно.
Вот ОДО в год триумфа команды, 1963-й:


После игр тысяч 40 вываливало в парк и растекалось по улицам, ведущим в центр. Транспорт в это время не ходил. Люди шли по улицам сплошным потоком, лузгали семечки(о, эти одесские семечки!) и обсуждали события великой игры. Апофеоз обсуждения был на Соборке. Трудно себе представить, что там творилось, как спорили-до хрипоты, до мордобоя, до чего угодно. Валера Букатин, холодильщик из нашего института на год младше, болельщик ЦСКА в Москве и СКА в Одессе (что было логично) так с кем-то схлестнулся, что тот вынул нож и всадил его Валере в живот. Самое интересное, что Валера ничего не почувствовал.. И только через несколько минут сообразил сам и все вокруг: что-то случилось. На его счастье, рядом случайно оказалась скорая.. Но это было из ряда вон. Такого я больше там не помню.

 По вечерам ,особенно летом, туда стекались люди, которые знали друг друга именно через футбол. Хотя на Соборке, или как ещё её называли, “Бирже” - говорили не только о футболе. О кино. О политике. О шахматах.
 Вот так выглядит Соборка, правда, с шахматистами. Фанатов не видно:


Говорили о чём угодно. В те годы это было, наверное, самое свободное для любого мнения место в Союзе. Соборка находится в центре Одессы, а Одесса - большой курортный город. Мимо Соборки в Одессе пройти невозможно.Так что через Соборку прошёл тогда весь Союз. Типа советский Гайд-парк. (Я был в Гайд-парке, правда значительно позже. Тогда уже Соборка была не та, а Гайд-парк-тем более. Там стояла куча чёрных и катила бочку на белых Америки. Я  стал предлагать любому из них купить для него билет в Африку в один конец и таким образом искупить свою вину за рабство. Лина меня вовремя утащила оттуда. Не в том смысле во-время, что деньги сберегла, а в том, что мне морду не набили. Да и дождь сильный пошёл). Не счесть вечеров, которые я провёл на Соборке, и людей, с которыми там говорил. Судьба и время раскидали всех нас по миру. Валерку я видел несколько раз, когда бывал в Одессе. В начале 90-х он бедствовал сильно, потом стало получше. Я здесь, в Нью-Йорке встречал его зятя с внучкой, когда они летели к его дочке куда-то в Америку. Они у нас ночевали одну ночь. А потом мне написала дочка, что папа скоропостижно умер.
В очередной приезд я пошёл на футбол, на «Черноморец». Но это было другое время, другой «Черноморец», другие люди и другая река. Вынести мат-перемат, который стоит на стадионах б. Союза, я уже не могу. Постарел. В то  время, когда я был молодым и ходил на стадион, тоже матюкались. Но не рядом с детьми и женщинами, по крайней мере, на таких шикали..  Теперь молодые девки так матюкаются, что слушать это невозможно. Я где-то в году 2003 пошёл на футбол в Питере. Там был центральный матч Зенит-ЦСКА. Ажиотаж, полный стадион. Я предвкушал сечу и готовился болеть против ЦСКА, главного врага по футбольной жизни. Не получилось: девки так кричали за моей спиной, так посылали судью, его мать и его родственников-без передыху и остановки хоть на секунду, что я в перерыве встал и ушёл. И всё время, пока я шёл по Васильевскому острову домой на какую-то там Линию, я слышал рёв стадиона. Оказалось потом, что Зенит забил 5 голов. И я их не видел...

Я вспоминаю то время, когда меня и Рому знали все на «нашей» трибуне, и мы знали всех. И первые трансляции футбола по телеку. И исторический матч сборной Одессы с Интером-5:1! Перед нами «Интер» играл со сборной Союза, и сборная еле унесла ноги-2:2. А у нас уже их-Интер- вынесли вперёд ногами. Они не могли поверить, что их «одела» команда класса «Б».
Примерно в то же время ОДО выбило из кубка «Локомотив», который был тогда очень хорош и занял в том году 2-ое место. У нас он проиграл 5:2. Я сидел на стадионе наверху за воротами, и именно в эти ворота забили большинство голов. Забили Маслаченко, молодому, пижонистому, в коротких -даже больше чем по моде- трусах будущему вратарю «Спартака» и сборной. (Кстати о Маслаченко. Сегодня, 4 июля 2007г., Сочи и Россия получили право на зимнюю Олимпиаду-1014! По этому поводу выступали известные спортсмены. Я увидел Маслаченко- как он постарел! (а кто помолодел?) А Лина увидела Карпова- и поверить не могла, что это Карпов.В футбол у нас в Союзе играли с весны по осень, но и остальное время не было потеряно для биржи. Зимой над ней витали слухи о переходах. Кто куда уходит, кого берут, кого загрёб в армию ЦСКА-может и нам в ОДО что-то перепадёт. Информированные люди ссылались на авторитеты. С первых тренировок приходили болельщики. Выходили футбольные календари.  Потом начинались тренировки, и к нам на юг приезжали клубы из столицы. На юге было теплей, команды для спарринга и армия болельщиков.
Я, конечно, помню, как  играл в футбол после отсидки Эдуард Стрельцов. Одна из первых таких игр, предсезонная, была в Одессе. На футболе я не был, мне кажется, что и в Одессе я не был, но столько об этом потом рассказывали очевидцы. А потом я и сам видел Стрельца. Это было Зрелище с большой буквы «З». Он ходил по полю где-то в центральном поле. Вокруг носились люди из обеих команд, но это было как бы не его. Вдруг он получал мяч и начинал разгоняться. Рассекая всех, как ледокол - лёд. И удар. Это были удары! И ещё вариант: он опять же стоял в центре поля спиной к вражеским воротам. Получал мяч и каким-то неуловим движением, пяткой, кидал его на ход. Так в 80-х играли и другие, Гаврилов, например, но Стрельцов в 64-м!
Таким он был до отсидки:


И я помню как позже, лет через 20, наверное,  буквально перед первенством мира, меня послали в командировку в Кривой Рог вместе с 3-мя другими работниками из КБ. Мы должны были ехать поездом, а в этот вечер Союз играл с Бразилией первую игру. Я  сказал, что прилечу завтра на самолёте. И посмотрел игру. Союз играл здорово, но проиграл. По дороге я потерял свой билет на поезд (на обратный путь). Так что пришлось покупать у проводника своё собственное место. Он говорил, что мест нет, а мы говорили, что одно есть, и мы даже знали, какое.
И фамилии и клички игроков помню- «Котяра» Фурс, Щупак, «Дубина» Двоенков, Валя Блиндер, Подлесный, Москаль. Вася Москаленко играл центра. Причём, сначало в ОДО, потом- в «Черноморце». Жил он на Слободке. В игровой день он складывал всю свою робу в фибровый чемоданчик и шёл пешком со Слободки на 28-й трамвай. При этом проходил по спуску мимо нашего дома. Это у него такая разминка была. А затем садился на 28-ой и ехал либо до Пироговской, когда играл в ОДО, либо до парка, когда играл за «Черноморец»:


Про него и защитника «Черноморца» Попичко ещё песню пели: «А на тому боцi, дэ стоiть Попичко, Васi Москаленкi стежки не знайти» или что-то в этом роде. Помню, как они били пенальти. Подлесный клал мяч аккуратно в угол, а Вася лупил что есть сил по центру. Забивали и тот, и другой. Но помню, как Подлесный промазал и долго не мог поверить своим глазам.
Помню, как я однажды был на футболе в Днепропетровске, когда работал после института в Верхнеднепровске. Мы дружили с Витей Овсиевым, он был из Днепра, после техникума. Мы жили в одной комнате в общаге. Так вот, поехали мы с ним на футбол. Я был один на целой трибуне- болельщик «Черноморца» (пришлось болеть за него, честь города)! И когда Дубина-Двоенков забил гол с 30 метров и счёт стал 2:2, я встал и пообщался со всей трибуной! Витя, правда, тоже встал и объяснил трибуне, что к чему. Поэтому я не получил бутылкой по голове.

Говоря об одесском футболе, нельзя не сказать о его главном певце- редакторе «Вечёрки» Борисе Деревянко. Деревянко сначала редактировал молодёжную газетку «Комсомольское племя», а потом перешёл в «Вечёрку». Перешёл сам, привёл с собой лучших журналистов из «Комсомолки» и сделал вполне читаемую газету. В свою газету он писал много, но пламень страсти горел у него особенно в футбольных репортажах. Впрочем, может ли прозаичное слово «репортаж» описть его «футбольное» творчество? Я написал «пламень страсти», но это был не пламень- пожарище! Это была настоящая литература- с историей, географией, геополитикой, педагогикой и вообще с чем угодно. Когда составлялись календари, то черноморский составлял Деревянко. Он же его полностью и писал. Т.е кроме расписания игр всё остальное было его. Собрание этих календарей было собранием его сочинений-неужели никто не додумался их издать? Деревянко убили где-то в году 95. За что?
Деревянко убили, а Хаселев умер своей смертью. 26 июня 2007г. я прочитал в газете, что в Нью-Йорке умер Виталий Хаселев.
Адвокат Хаселев был первым одесским футбольным комментатором и комментировал игру «Черноморца» под партийной кличкой Викторов.
Потом к нему присоединился Рома Светланов (в быту- Зильберберг) и др.. Но Хаселев был первым Я давным- давно не смотрю одесский футбол, но вот увидел в газете его портрет в рамке и словно эпоха кончилась. 50 лет тому назад я ехал в поезде Одесса-Ленинград и слушал репортаж Синявского об игре ФРГ- Союз в Москве. Мы выиграли 2:1.  А вчера умер Хаселев. 50 лет...
=========================
 
После грустных завершающих слов Геннадия, все-таки попробую напомнить всем
нашим читателям, в том числе и ему:

- Мы ведь еще живы.

И, как пели еще 800 лет назад:


Gaudeamus igitur,

Juvenes dum sumus.


Надеюсь, что все знают перевод этих древних слов.

Но... сам “Гадеамус” я не собираюсь здесь ставить напоследок.

В конце концов, студиосы ведь не об Одессе пели.

А поставлю я, как и обещал, веселый рэп. Об Одессе, которая разрослась до размеров всей нашей планеты. О всемирной Одессе:





[info]vadim_sp
2007-08-29 08:31 am UTC (link)
Спасибо большое. очень интересно.

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2007-08-29 12:04 pm UTC (link)
Вадим, я почитал ваш ЖЖ. Он очень интересный. Вы, оказывается, тоже поклонник
музыки шестидесятых. Учитывая ваш год рождения, это особенно приятно нам, старикам. Зафрендил вас. Но очень смеялся, когда в вашем ЖЖ прочел это:
--------------------------
Точное изложение части интервью, взятого женщиной-диктором у генерала американской армии Рейнвальда на Национальном общественном Радио Америки (NРR).
Генерал собирался спонсировать визит команды бойскаутов на военную базу для прохождения НВП.
Ведущая: "Итак, генерал Рейнвальд, чему вы собираетесь учить этих молодых ребят, когда они посетят вашу базу?"
ген. Рейнвальд: "Мы собираемся учить их лазить, сплавляться на каноэ, стрелять из лука и винтовки."
Ведущая: "Стрельбе из винтовки! Это немного безответственно, не так ли?"
ген. Рейнвальд: "Не вижу почему, они будут делать это под строгим надзором."
Ведущая: "Вы не допускаете, что это ужасно опасное умение, чтобы обучать ему детей?"
ген. Рейнвальд: "Не понимаю почему. Мы обучим их правильному обращению с винтовкой прежде, чем они смогут потрогать курок."
Ведущая: "Но вы даете им необходимые навыки, чтобы стать убийцами!"
ген. Рейнвальд: "Ну, вы например обладаете всеми необходимыми навыками, чтобы стать проституткой, но вы же не проститутка?"...
радио замолчало и интервью закончилось

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_sp
2007-08-30 07:35 am UTC (link)
да я старый битломан, хе-хе:) аж с 95го года, с 7 лет. причём всё сам...

Пишите ещё и побольше. Очень интересно сравнивать как играли группы тогда... в в шестидесятые, т.к. я сейчас играю тоже в местной группе, хотя жаль что не бит, а панк-рок:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-08-31 02:43 am UTC (link)
Вадим, один из активных читателей нашего проекта (он даже опубликовал о нем рецензию) Мирослав Немиров, еще и один из основателей советского панк-рока.
Он входил в первый состав легендарной сибирской панк-команды "Инструкция по выживанию." Эта команда вместе с Летовским ГрОб-ом начала панк в СССР.
Ну и потом к ним присоединилась Янка.
Слава здесь, в нашем проекте, совсем недавно вспоминал о панк-роке.
Вот здесь посмотрите,(внизу, в комментариях).
http://dandorfman.livejournal.com/14555.html
О самом Немирове и о создании "Инструкции по выживанию" вот здесь интересно:
http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/ipv.html

(Reply to this) (Parent)


[info]markovskaya
2007-09-18 09:23 pm UTC (link)
Вы уж простите меня, Дан, что зашла к Вам. Интересно же, кто там на тебя разные ярлыки навешивает... Я люблю музыку 60-х. Ну, это так, к слову о капронах.
А порадовало меня то, что в Нижневартовск я какое-то время жила в поселке Дивный. И в Тюменскую правду года 4 только как не пишу, а пишу в "Тюменская область - сегодня", есть такая газета, а Вы и не знаете поди, потому, что недавняя.

К 60-летию Тюменской области Администрация выпустила юбилейный СД, куда вошли 6 песен с моими текстами. И полны эти песенки аллюзий, в которых Вы бы 60-е легко распознали.

Чего-то я, как про Севера вспоминаю, так сентиментальной становлюсь ужасно. Вы - нет?

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2007-09-18 11:47 pm UTC (link)
>Чего-то я, как про Севера вспоминаю, так сентиментальной становлюсь ужасно. Вы - нет?

Ну конечно, и я. Это было время моей второй молодости, мне было чуть за тридцать.
Но чувствовал я себя в Вартовске снова двадцатилетним.
И еще там меня как и чебурашку все знали. Я печатался в городской газете почти каждый день. Был в разных забастовочных комитетах и агитировал за тех кандидатов, которые были против коммунистов. Веселое было время!
А кого-нибудь из вартовских литераторов вы знали? Один из моих друзей, Леша Каликин, был зело талантлив. Впрочем, почему был, он и сейчас есть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]markovskaya
2007-09-19 04:06 am UTC (link)
Нет, я там была практически дитя. Мы жили на Ямале - в Салехарде, в Новом Уренгое, в Надыме, у отца работа была кочевая - ставил газотурбинные электростанции. А в Вартовске жила семья моей тетки, получалось, что ездили туда гостить.
Из всех литераторов ХМАО знаю только Новомира Борисовича Патрикеева, и то, потому, что он географически югорский, а по факту-то - ямальский. Кроме того, я ж тележурналист, и деловые контакты у меня больше с телевизионщиками.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-09-19 04:40 am UTC (link)
Ой, так вы молодая совсем. А я думал, вы постарше.
А стихи сочиняете такие, как будто бы большую часть жизни прожили в СССР.
Мне именно этим они тоже понравились.
Опять же, капрон. Еще были духи "Красная Москва". Может вы и их помните?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]markovskaya
2007-09-19 05:03 am UTC (link)
Ну, не совсем. И в СССР пожила прилично, чего кокетничать.
Я "Красную Москву", конечно, помню. Как и "Шипр" в парикмахерских, такой с резиновой оранжевой грушей - брызгать. Я помню сок в конусах, а томатный - по 10 коп., и мутная вода в стакане с ложкой для соли. И вода в автомате по 3 копейки. И петушки на палочках. И "Крым - всесоюзная здравница". И "Клятву пионера СССР" - до сих пор. И Солжа репринтного. И карты с голыми тетками. И переводки ГДРовские на гитарных деках. И ткань "кримплен". И "батники". И туфли "Цебо". И стенки "Хельга". И "Волгу" с оленем на капоте. И одесское "ра-ачки! ра-ачки! кукурюза вареная!". И фотограф на пляже с макакой. И сервант. И трильяж. И родиолу.
А Вы говорите - капрон...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-09-19 10:37 pm UTC (link)
Боже мой, и кримплен помните!
Это ведь целая эпоха!
А я думал, что про все это помнят только люди моего возраста.
Каким вы однако оказались памятливым ребенком.
А я ведь не случайно спросил вас про "Красную Москву". Ольга Грушина, которая написала интересный роман назвала "Красную Москву" в своем романе - "Красным Октябрем", как подводную лодку в первом романе Кленси. Про что-то красное она помнила, ну а что дальше, уже не очень. При этом, она примерно ваших лет, родилась в начале семидесятых. Уехала она именно из СССР в 1990-м году и с тех пор живет в Америке, но... каждое лето она проводит в Москве у родителей да и школу она успела закончить в СССР, а так же успела побывать в пионерках, так же как и вы. Ее отец: социолог, академик РАН Грушин на днях, к сожалению, умер, была об этом публикация на Ленте.ру.
Я в моей рецензии на роман показываю несколько нелепостей, которые она туда вставила. Но... так же как в случае с вашими стихами, в целом, мне роман понравился, я в основном об этом пишу в моей рецензии.
Вы в своих стихах довольно часто вставляете английские слова.
Может вы хорошо знаете английский и возьметесь его переводить, этот роман? Грушина сама его на русский не перевела, у нее нет для этого времени, она дописывает второй роман, кует железо не отходя от кассы.

(Reply to this) (Parent)


[info]markovskaya
2007-09-20 08:03 am UTC (link)
Памятливым - раз, а второе - я долго жила с бабушкаи-дедушками, а старики не спешат, у них есть время на любовь. "Красная Москва" - бабушкины духи.Они ей, выпускнице Сорбонны, напоминали Францию. Кстати, "Красную Москву" вообще-то изобрел француз Брокар, а "Новая Заря" уже бренд прихапала.
Родилась я не в начале семидесятых, в середине шестидесятых. Старшему моему сыну 23 года.
Английский я знаю хуже, чем иврит, который знаю плохо. Поэтому, речь о переводе идти не может.
Я, Дан, человек сравнительно бесполезный, уж не взыщите.
Про стишки мои - право же, неловко даже. Это баловство и глупости, и не чувствовать это Вы не можете. То, что я знаю правила стихосложения поэтом меня не делает. Говорю об этом безо всякого сожаления. Я - читатель хороший. Тоже ведь, согласитесь, немало.

(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2007-09-22 12:06 am UTC (link)
>Про стишки мои - право же, неловко даже. Это баловство и глупости, и не чувствовать это Вы не можете. То, что я знаю правила стихосложения поэтом меня не делает. Говорю об этом безо всякого сожаления.
==============
Светлана, я сначала хотел вам на этот ваш постинг ответить у Анкудинова, где усиленно обсуждается Никитин, (выясняют, он уже гений, или станет им в ближайшем будущем) а потом передумал. Нечего дразнить гусей, напишу то же самое здесь, где вы прочтете и те люди, которые к поэтическим тусовкам отношения не имеют. Так вот, по-моему, самое правильно высказывание о поэзии Никитина принадлежит Ларисе Йоонас, моей давней знакомой по Тенетам и ЛИТО им. Стерна, хорошему и умному поэту. (В тех стихах которые я процитировал в ЖЖ Анкундинова ее строфа - первая) Вот что написала Лар (так она себя называет) в ЖЖ Анкудинова:

Я к стихам Никитина хорошо отношусь, периодически с ними встречаюсь в Сети и читаю всякий раз. Но Ваш комментарий, Кирилл, мне кажется неудачным. И даже не знаю, почему. Прочтя его, я задумалась, а заслуженно ли мне эти стихи нравились? При том, что формально Вы были достаточно доброжелательны. Я бы сказала так - у Никитина большие возможности, не реализованные пока потому, что писать по сути ему не о чем, но это возрастное и пройдет.

Вот это: "писать по сути ему не о чем",- и есть пока главное в том, что пишет Никитин. Это сугубо книжный московский мальчик, закончивший филфак МГУ. Я не знаю ни одного человека, который закончил филфак МГУ, а потом стал известным поэтом. Во всяком случае, я не знаю таких поэтов которые писали во второй половине двадцатого века, т.е. мне неизвестны прославившиеся в русской поэзии выпускники МГУ начиная с 1950-го года и заканчивая нашими днями.
И это не случайно. Туда попадают люди у которых и дальше ничего такого существенного в их дальнейшей биографии не бывает. А поэт только тогда становится поэтом, когда жизнь к нему относится совсем не поэтически.
Т.е., если в его жизни происходят реальные жизненные драмы и может быть даже трагедии. Конечно, как человеку, я не желаю незнакомому мне Евгению Никитину несчастий. Но вот как поэту...

В начале девяностых Дмитрий Кузьмин усиленно рекламировал пятнадцатилетнего питерского автора, Полину Барскову. Он издал ее книжку. Полина была из профессорской семьи (ЛГУ). Чисто книжный ребенок. Ее стихи были весьма совершенными по форме, но там была пустота. Ей совершенно не о чем было писать. Потом она уехала в Америку и здесь, с ее филологическим образованием и умением писать русские стихи хлебнула дерьма по самое горло. И, что вы думаете, сейчас она пишет настоящие стихи. И ей есть о чем их писать.

Пока в стихах Никитина, уже 26-тилетнего, как и в стихах пятнадцатилетней Барсковой - пустота. Анкудинов - филолог. И они ему нравятся совершенством формы и некоторыми небанальными тропами. (Метафорами сравнениями и т.д. и т.п.) Вполне филологический подход. Тем не менее, ничего в них нет из того, что может действительно зацепить ЧИТАТЕЛЯ, а не филолога.

Что я ищу в поэзии я подробнее написал в своей статье про большого поэта - Янку Дягилеву. Она, в отличие от Никитина, тоже хлебнула по самое горло и, поэтому, ей и в 21 год было о чем писать. А в 24 ее уже не стало.
Почитайте о ней и о моем отношении к поэзии.
http://yanka.lenin.ru/stat/dan3.htm
Вот почему именно ваши стихи мне интереснее стихов Никитина. Потому что за ними так или иначе прожитая в борении и долении жизнь. За ними то, что цепляет. Да, вы неряшливы, над словом не работаете и вообще пишете как Бог на душу положит. Вам по аккуратности и работе над словом невозможно тягаться с Никитиным. Но... вы, если бы вам сильно захотелось, могли бы улучшить форму.
Вы даже пишете, что знаете правила стихосложения. Знаете, но на них, грубо говоря, плюете. Потому что вам просто не хочется со всем этим возиться, это для вас - баловство. А вот Никитин пока безнадежен.
Форму улучшать ему не надо, он почти безупречен. Но ничего кроме формы в его стихах нет и они никого, кроме филологов именно формой интересующихся не трогают.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]evg81
2008-03-22 10:25 pm UTC (link)
Мне дали ссылку. Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать.
Основная ошибка всех людей в Сети: воображать, что они знают все о человеке, обладая в действительности несколькими отрывочными сведениями.
Когда я поступил на филфак, мне было уже 23 года, и к тому времени я успел пожить в нескольких семьях, в трех странах, перепробовать десяток родов занятий, от торговца на рынке до преподавателя, от телеведущего до дворника. Я 6 лет прожил в центре Европы и в результате сбежал оттуда с гитарой и сумкой книг в Москву, бросив в Германии квартиру, где я вел вполне благополучную, хотя и тоскливую жизнь. Только после этого решил поступать - и поступил без проблем с первого раза. А вы меня изображаете филологическим мальчиком. Извините, но это смешно. Думаю, хлебнул я не меньше Янки Дягилевой. Правда, для таких, как Вы надо сначала умереть. Тогда будет считаться, что ты "хлебнул". Рассуждать о моих стихах, основываясь на комментариях Анкудинова, который даже процитировать меня без ошибок не сумел, - еще более глупо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]evg81
2008-03-22 10:27 pm UTC (link)
Впрочем, я вижу Вам уже ответили примерно то же самое.

(Reply to this) (Parent)


[info]dandorfman
2007-09-22 12:07 am UTC (link)
Теперь по поводу моей промашки с годом вашего рождения. Ну с высоты или (из пропасти?) моих шестидесяти особой разницы между Ольгой Грушиной и вами по времени, в котором жили вы обе, я не ощущаю. Вы обе для меня - молодые женщины.
Грушина, правда, замуж вышла, как и полагается в Америке , поздно, поэтому у нее ребенок совсем маленький. Вы же просто успели так быстро обзавестись сыном, что ему уже 23, а вы еще на шпагат садитесь и вообще. Ну, я считаю, что здесь российские женщины больше правы, чем их американские сестры. Детей надо рожать молодыми. В Америке поздние рождения превращаются в национальную трагедию. Каждый второй ребенок чем-то болен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]markovskaya
2007-09-24 09:37 pm UTC (link)
Дан, простите, что не ответила, но - завтра уже, ночь кромешная.
Пока же внесу Вас в ленту друзей, а то Вы тут пишете без присмотра...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-09-24 11:09 pm UTC (link)
Светлана, больше всего мне не хочется, чтобы у кого-то из моих собеседников общение со мной превращалось в тяжелую обязанность. Если у вас не будет желания отвечать, если вы считаете, что про мои взгляды на поэзию, это общие места и вам не хочется обсуждать банальности, просто промолчите.
Кстати, бOльшая часть того, что я пишу, это действительно банальности.
Просто, когда перевалило за шестьдесят, начинаешь понимать, что в девяти случаях из десяти именно банальность и есть правильный компас и в жизни и в литературе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]markovskaya
2007-09-25 03:32 pm UTC (link)
Про банальность, Дан, согласна с Вами полностью. Почему и верю банальным штукам: ощущениям, послевкусию, аромату, интуиции, озарениям. И в жизни и в литературе, да.

Предложение про «тяжелую обязанность» оставляю без внимания. Общаюсь с радостью и вне всякой меры с тем, кто мне интересен, кому небезразлична я – опять банальность, а ну и что ж.

Детей я умудрилась родить в разные годы своей жизни, между ними разрыв в 12 лет. И это – разные дети и разная у них мать. Старшего, кстати, вчера взяли в боевые войска, он служит в израильской Армии.

Женя Никитин – чрезвычайно одаренный человек. И жизнь его, несмотря на молодость, пестра и не всегда гладка (насчет «московский мальчик» не совсем так, он успел в четырех странах пожить, и это не жизнь записного мажора, поверьте). Он – нечастый в наше время тип молодых мужчин – думающий, сомневающийся, нервный. Не в смысле – псих, а в смысле восприятия, такой, знаете, сенситив. Как-то он и сам пожаловался на некоторую исчерпанность, ну, то есть, о том, что пережито, уже написано, а для прочего – нет опыта, нет пройденности, не выстрадано, а значит и в стихах не будет искренней ноты. Не знаю… Я особенно слабых мест у него не вижу, а придраться можно и к Пушкиннашевсе. Что хорошо – у него времени много. И есть профессиональный навык работы со словом. Ну, та самая форма, о которой Вы говорите. Осталось дать души. Но тут, знаете, как может произойти? Какое-то время уйдет на накопление настоящего. А потом будет стремительный и мощный залп. Так бы мне хотелось, во всяком случае. То, что сейчас Вам кажется стихами пустоты, возможно, просто метод как руку не расслаблять.

Критик Анкудинов мне небезразличен не по его воззрениям на русскую литературу. Здесь мне как раз ближе суждения пишущих самостоятельно, а не подглядывающих за ними. Но, как либерал, я оставляю за ним право публично выражать свою точку зрения. А прошу только одного – максимально корректных оценок. Он мне, Дан, небезразличен как поверхностный и неглубокий читатель, как безапелляционный собеседник, как хамовитый полемист. Простите, если эти мои оценки не совпадут с Вашими, так бывает, главное совпадать по сумме, по-крупному, а частности – бог с ними, правда?

Про мои стишки не будем, а? Я к этому делу все меньше испытываю интереса, как-то так…

Спасибо Вам за разговор.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dandorfman
2007-09-27 12:37 am UTC (link)
Светлана, я уже как-то написал вам: у меня нет впечатления, что Анкудинов - наглый. И вообще, я с ним на одном сайте пробыл четыре года (Форум "Круг чтения" "Русского журнала") Он там был самым деликатным и терпимым.
У меня к нему другие претензии, по-моему, он слишком тяжеловесно пишет.
Т.е. пишет не как литератор, а как доцент-филолог. Впрочем, он, как раз, именно это - доцент-филолог.
Там где талантливый литератор сегодня просто напишет:

- Я отлил и мне полегчало...

средний университетский преподаватель выдаст что-нибудь типа:

В результате опорожнения мочевого пузыря степень удовлетворенности моим состоянием приобрела тенденцию к возрастанию.

Раньше он совсем тяжело писал, сейчас чуть полегче.
Еще меня не устраивает его любовь к Быкову.
Он на него разве что не молится.
Признавая за Быковым некоторые литературные способности, я его считаю почти законченным самовлюбленным мерзавцем.

О Никитине могу только добавить, что в его стихах меня ничего не цепляет.
В ваших - цепляет, в его - нет. Может быть дело во мне?
Наверное, вас зацепило. Так что он - пока не мой автор.

Теперь о ваших стишках, о которых вы не хотите слышать.
Не хотите - не надо. Я как один из отцов сетевой литературы
(Сетевая литература по Дормфану - это не текст, опубликованный только в Сети, это то, что сейчас называется блогами, а когда-то "Гостевыми")
считаю, что вы - очень сильный сетевой литератор, вы хорошо пишете постинги, это то, что в ЖЖ называется "комменты". Именно в таких текстах видны ваша легкая клавиатура и полет литературной фантазии. Т.е., в этом случае, в отличие от "стишков" у вас с формой все замечательно, да еще с формой яркой и вполне индивидуальной.
И к чему это я?
А вот к чему: Есть ли в Сети ваши тексты помимо стихов и ЖЖ?
Скажем, рассказы. У вас явно есть о чем писать, как я понял.

(Reply to this) (Parent)


[info]markovskaya
2007-09-27 08:48 am UTC (link)
Знаете, Дан, я вот как-то неправильно сделана. И когда Анкудинов разнес Сергей Шестакова, у меня прямо ливер затрясся. Возможно, здесь все субъективно, и для честной оценки мне мешает то, что я знаю Шестакова лично. Скорее всего, я пристрастный человек, и мне дорого то, что мне дорого, и в эти моменты я горяча и безудержна. Кирилл пишет тяжеловесно и нравоучительно, что для меня – легкомысленной и беспечной – синоним «скучно» и «предвзято». Не знаю, скорее всего, я не права.

Ваша оценка Быкова полностью совпадает с моим к нему отношением. Обаятельный, самовлюбленный, одаренный гаер.

О Никитине – да, и цепляет, и опять-таки – личное. И еще, знаете, вот мой и Женин хороший товарищ Леша Королев как-то сказал, что в Никитине есть пронзительность. Эта пронзительность не только в его текстах. Это совокупный образ. И этого бумага не передает.

Рассказы я прекратила писать лет в 25 и правильно сделала. Потому, что из меня лезет такая красивая псевдуха, результат начитанности и широкого кругозора, хех…

Для Стихиры случайно сделала серийку рассказов «Мой друг Ваткин», такие миниатюры, там они и висят. С куда как большим удовольствием пишу цикл «болтовня», куда стенографирую остроумные и неожиданные фразы моих друзей. Тоже есть на Стихире.
То, что Вы оцениваете меня, как «сильного сетевого литератору» - льстит, прямо не знаю как, я об этом и не задумывалась как-то. Кроме того, моему сетевому опыту года два, не больше, такой уж я ретроград закостенелый, все у меня поздно.

Все, что в стишках моих лично мне кажется значимым, так это два-три стихотворения в рубрике «отдельное от всего». Там же, на Стихире. Во всяком случае, эти штучки – результат злых таких озарений. Гражданский вопль, если что.

За «легкую клавиатуру» - мерси, приятно. Однако, думаю, что вот это-то как раз профессиональная реактивность. Я же все-таки журналист.



(Reply to this) (Thread)


[info]dandorfman
2007-09-28 12:10 am UTC (link)
- Через пару дней папа исчез, так и не помывшись.

Лучшая фраза "Ваткина". Вот так бы весь рассказ.
А то он какой-то все-таки рыхлый. Но... есть над чем работать.
У вас постинги строже выходят. Странно. Вы же над ними не особенно думаете, пишете, что в голову придет.
Ну ладно, я еще что-нибудь ваше найду. А не найду, так вы еще что-нибудь напишите. Знаете что, напишите о себе, а не о Ваткине.
И теперь еще о Быкове. Очень любопытная рецензия на его последний роман.
Рекомендую. Разумеется, не роман, а рецензию.
http://topos.ru/article/5808
Хоть она сильно растянута. Ее примерно в половину ужать, и все было бы замечательно. Но, у человека накипело, автор хотел, наконец, сказать многое.
У меня тоже так часто бывает, хочется сказать за один раз многое. А многое - просто не дочитывают. Надо наступать на горло собственной песне, без этого хорошего литератора/критика быть не может. Опять меня проносит банальностями, лучше остановлюсь.

(Reply to this) (Parent)

от нашего стола
[info]hovan
2007-09-27 12:31 pm UTC (link)
Добавка. Исторический матч Питер-Одесса в 1913-м году, в финале 2-го чемпионата России, имел продолжение. Точнее - переигровку, которая закончилась со счётом 6:1 в пользу Питера.
Любопытна причина переигровки: в составе сборной Одессы было 4 англичанина, тогда как по регламенту разрешалось только 3.
Поведение судейской коллегии тоже не характерно для наших времён - одесситов не дисквалифицировали, а позволили доказать, что и без помощи Антанты они умеют играть в футбол. Но цена одного англичанина оказалась слишком высока.
Вот такая забавная драматургия. :)
Просто для полноты картинки...

(Reply to this) (Thread)

Re: от нашего стола
[info]dandorfman
2007-09-28 12:13 am UTC (link)
Ну вы и ушлый. Знал я об этой истории. Но не хотел о ней писать и Гена не написал, он тоже, скорее всего, знал. Но нет, пришли вы и раскопали.
Зато фотка красивая. Там все ну просто "молодцы как на подбор".

(Reply to this) (Parent)